Контакты

Арабские путешественники на Великом шелковом пути (IX-X в.в.). Арабские путешественники на великом шелковом пути Сообщение об одном из средневековых арабских путешественников

Тайны арабских путешественников

Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.

Т. Эрман, немецкий географ XVIII века

В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как горы.

Коран: LV, 24

При упоминании об арабских морских путешествиях и путешественниках обычно на ум приходят удивительные приключения Синдбада-морехода, вошедшие в книгу «Тысячи и одной ночи». В 1704 году французский переводчик Галлан познакомил читающую Европу с этой книгой. И с тех пор поколения читателей (а позже и зрителей) заворожены неувядающим очарованием древних мифов. Но мифов ли?…

Путешествия Синдбада в заморские страны, даже когда их не считали вымыслом, казались случайными, ибо никто в XIX веке не думал всерьез о причастности арабов к навигации: в глазах исследователей того времени они были преимущественно сухопутным народом, нацией религиозных фанатиков и воинов, купцов и странствующих дервишей, сынов пустыни и городского ремесла.

Но пристальный взгляд ученых открыл западному миру блистательных арабских ученых и поэтов, утонченную мысль и отточенное слово. Мусульманский Восток показал европейцам каменные летописи славы арабских зодчих в тяжелых сводах, летящих минаретах мечетей и чарующих линиях ажурных дворцов. Тысячи изящно переписанных рукописей показали, на какой высоте в мире этой культуры стояло древнее искусство каллиграфии; были среди арабов граверы и шахматисты, и даже при всей строгости нравов, проповедуемой Кораном, светские актеры и музыканты.

Но моряки, дальние плавания, сложившиеся традиции судоходства! Такое допущение шло вразрез с укоренившимся представлением о жителях Аравийского полуострова. Перед глазами ученых вставала цепь выжженных солнцем пустынь. Редкие пятна оазисов, пересыхающие, теряющиеся в песках реки… Мелководье, зной и пираты у морских побережий… Грозные просторы океана, чуждые вечным кочевникам… Отсутствие леса для верфей…

И куда и для чего плавать, если громадный конгломерат царств от Испании до Индии уже покорен сухопутными армиями наместников пророка? Слабый росток морской темы в науке об арабах до поры до времени казался нежизнеспособным, ведь большинство арабских сочинений стало широко известно европейцам только в XIX веке.

К IX веку арабы завоевали огромные территории от Испании и Марокко до Ирана. На всем этом пространстве сформировалась уникальная культура. Арабские страны будоражили воображение европейцев диковинными товарами и фантастическими рассказами о дальних краях. Многие арабские сказки рассказывают о загадочных землях и островах, где довелось побывать путешественникам и торговцам.

Что в этих сказках было вымыслом, что – описание природных диковинок, а что географической правдой? Как далеко простирались пути мусульманских моряков? Достигли ли они Китая? Смогли ли они обогнуть Африку? Какие тайны скрывали те из путешественников, которые смогли пересечь Сахару и проникнуть в Тропическую Африку?

Есть и еще один вектор арабских торговых экспедиций – северный. Уже в IX веке арабские путешественники проникли в Восточную Европу и оставили немало свидетельств о жизни славян. Так, один из первых путешественников – Ибн-Фадлан – оставил записки о своем путешествии из Багдада на Волгу. В его записках он четко различал русов и славян. Насколько свидетельства арабских путешественников противоречат русским летописям?

Итак, попробуем приподнять завесу над тайнами, скрытыми в глубине веков.

Из книги Великие тайны Вселенной [От древних цивилизаций до наших дней] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Остров – пожиратель путешественников У меня в руках – карта, на которую нанесены все названия кораблей и даты их гибели рядом с островом Сейбл – самым загадочным островом на нашей планете. Он появился на карте мира в XVI веке, и с тех пор Сейбл называют не иначе как

автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников Дата Доступная информация 1184 г. Из Новгорода в Заволочье, Печору и Югру были отправлены сборщики дани, но все они были перебиты чудью. 1222 г. В Горле Белого моря из?за незнания течении

Из книги Тайны пропавших экспедиций автора Ковалев Сергей Алексеевич

Малоизвестные случаи гибели в Арктике иностранных путешественников Дата Доступная информация После 1484 г. К 986 году Эрик Рыжий (Красный) организовал колонию на Гунибиар- новых скалах (возможно, Есгербюгден на западном берегу Гренландии). Примерно в это

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Общие ссылки для путешественников Исторические путешествия«Фонд национальных парков»: www.nationalparks.orgНа своем веб-сайте фонд предлагает специальные тематические страницы, посвященные историческим путешествиям:Афроамериканская история: www.cr.nps.gov/aahistory/bhm-sites.htmАрхеология,

Из книги Книга японских обыкновений автора Ким Э Г

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

22. НА ПУТИ АРАБСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ В конце VII - начале VIII в. Арабский халифат достиг максимального могущества. Из Персии его полчища вторглись в Среднюю Азию, докатились до Индии. Воины халифа уверенно продвигались по Северной Африке. Византийские военачальники терпели

Из книги Тайны Майя автора Джилберт Эдриан

РАССКАЗЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Прежде чем Мексика добилась независимости, туда допускались лишь немногие иностранцы-неиспанцы, а за теми, кому разрешался въезд, осуществляли надзор. Одним из тех, кому удалось туда попасть, был неаполитанец Джиованни Карери. В 1697 году он

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Тайны арабских путешественников Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией. Т. Эрман, немецкий географ XVIII века В Его власти корабли с поднятыми парусами, плавающие в море, как

Из книги Загадки истории. Факты. Открытия. Люди автора Згурская Мария Павловна

Тайны арабских путешественников © М. П. Згурская, А. Н. Корсун, H. Е. Лавриненко, 2011 Еще в тот период, когда вся Европа лежала в глубоком сне, арабы являлись торговой, морской, любящей искусства, предприимчивой нацией.Т. Эрман, немецкий географ XVIII векаВ Его власти корабли с

Из книги Грузины [Хранители святынь] автора Лэнг Дэвид

Глава 3 ПЛЕМЕНА, МИФЫ И РАССКАЗЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ Крушение могущественной Хеттской империи в период с 1200-го по 1190 г. до н. э. под натиском «людей моря», появившихся из глубин эгейского мира и высадившихся по всему Средиземноморскому побережью Малой Азии, привело к

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Увековеченные подвиги и труды путешественников Имена русских первопроходцев, моряков, ученых сохранились на карте острова Беринга. Так, расположенный на северо-востоке мыс назван в честь лейтенанта Свена Вакселя. Двум другим мысам на острове тоже даны имена участников

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

3. Пара арабских скакунов В течение трех дней после возвращения Яффы король Ричард со своими людьми стояли лагерем на том самом холме, на котором прежде находился штаб Саладина. Действительно. Ричард чувствовал себя крайне утомленным после битвы и лежал у себя в шатре на

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Откровенные рассказы и восторги именитых путешественников Сегодня Акрополь для греков не только цитадель, но и Священная скала - «Иерос врахос». Здесь сочетается материальное, духовное и эстетическое. Акропольский холм всегда был сакрален, как для греков периода

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Сказания еврейских путешественников В то время, когда Карачаров и Ралев скитались по европейским странам, на Руси произошли знаменательные события.В 1500 году русскими был завоеван Путивль, стоявший на дороге к Черному морю. В том же году московский посол Андрей Лапенок

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

6. Научные экспедиции и географические открытия русских путешественников в XVIII веке В XVIII веке русские продолжали осваивать Арктику, Сибирь, Приамурье, побережье и острова Тихого океана. Русскому народу принадлежит первенство в великих географических открытиях в

Из книги Тайны русской революции и будущее России автора Курганов Г С

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

Совершенное им в 14 веке путешествие было по тем временам подлинным чудом. Ибн Баттута посетил огромную территорию – от Балкан до Китая, от Крыма до Центральной Африки.

Ибн Баттута пустился в путешествие будучи молодым человеком 22 лет от роду. Первым делом он направился на паломничество в Мекку. Однако этим дело не ограничилось, и Ибн Баттута посетил Сирию, Анатолию, Аравийский полуостров, Ирак, Иран, Среднюю Азию, Китай, Крым, Индию, Болгарию, ряд районов Африки. Можно представить, насколько трудным было это дело в 14 веке. Однако Ибн Баттута был выдающейся личностью, вызывавшей к себе уважение везде, где бы он ни бывал. Именно Ибн Баттута считается первооткрывателем таких стран, как Судан и Нигерия. В очерках Ибн Баттуты большое место отводится и Анатолии. В 14 веке турки имели в Анатолии небольшие княжества (бейлики). В те времена еще существовала Византийская империя.

Путешествие Ибн Баттуты в Анатолию началось с взошествия на борт корабля, отплывшего из Лазкии, что в Сирии. Красота Анатолии поразила путешественника, имевшего опыт посещения многих стран:

“ В Лазкии я сел на корабль одного генуэзца и отправился в Анатолию. Благодаря попутному ветру мы были в Анатолии спустя 10 дней. Первым городом, который я увидел в Анатолии, была Аланья. Края эти чрезвычайно прекрасны. Жители этих мест доброжелательны и гостеприимны. Живут они зажиточно. Кухня в этих местах превосходная ”.

Ибн Баттута часто отмечает в своих заметках гостеприимство анатолийцев. Пишет он и о представителях ремесленных цехов, наперебой приглашавших его в гости. Назывались эти цеха “ ахи “ (равно как и члены оных). Вот что пишет арабский путешественник:

“ На второй день пребывания в городе один из ахи подошел к моему другу Шехабеддину и заговорил с ним по – турецки. Одет был этот человек в старую изношенную одежду. На голове у него была войлочная шапка. Сказанного им я понять не смог по причине невладения турецким. Шехабеддин спросил меня: “ Ты понимаешь, что говорит этот достойный человек? “ Я ответил отрицательно. И тогда мой друг сказал, что человек в отрепье приглашает всех нас к себе на обед. Я возразил, что идти вряд ли следует, ибо этому человеку вряд ли будет по силам угостить всю нашй группу. На что Шехабеддин, улыбаясь, сказал, что возможностей у человека предостаточно, ибо он стоит над двумястами ремесленниками и является главой цеха ахи, в связи с чем наш визит никакого ущерба ему не нанесет ”.

Похожая история приключилась в Ладике. Здесь две группы ахи буквально вступили друг с другом в единоборство, стремясь пригласить к себе арабских путешественников. Вот как описывает эту ситуацию Ибн Баттута:

“ Когда мы проезжали мимо рынка, оттуда выскочили какие – то люди, схватившие наших коней за уздцы. Другая группа попыталась помешать первой группе в их начинании, ввиду вышла драка. Я подумал было, что люди эти – грабители с большой дороги. К счастью, мимо проходил человек, говоривший по – арабски. Он – то и разъяснил нам, что дело совсем в другом: люди эти принадлежали к различным группам ремесленников, соревновавшихся за право приветить нас “.

Мехмет Айдыноглу был одним из беев, правивших в те времена в Анатолии. Он тоже посчитал за честь принять такого просвещенного человека, как Ибн Баттута. Вот что пишет последний о визите к Мехмету Айдыноглу:

“ Под ореховым деревом был накрыт великолепный пиршественный стол. Мы пообедали вместе с беем. Последний, увидев, что на столе нет овощей и пряностей, велел наказать своего казначея и поменять кушанья. После трапезы мы поднялись с беем по высокой лестнице и оказались в большом прекрасном зале с бассейном посередине. На каждом углу бассейна были установлены фигуры бронзовых львов, из пасти которых текла вода. У всех четырех стен зала были установлены тахты, обитые парчой. Несмотря на наличие в зале трона бея, он уселся вместе с нами на тюфяки, разложенные на тахтах. Вслед за этим нам сюда принесли золотые, серебряные и керамические сосуды с шербетом ”.

Ибн Баттуте удалось то, чего не удавалось сделать многим мусульманским путешественникам: посетить Стамбул. Один из беев, у которого Ибн Баттута побывал до посещения Стамбула, был женат на дочери византийского императора. Нашему герою удалось оказаться в делегации, вместе с которой дочь собиралась посетить своего отца. Так что и путешествие оказалось комфортабельным. Вот что пишет в этой связи арабский путешественник:

“ Въехали мы в Стамбул незадолго перед закатом солнца. Повсюду звенели колокола. Перед вратами в императорский дворец находилось множество слуг. Они стали кричать: “ Сарацины, сарацины “ (то есть, “ Мусульмане, мусульмане “) и воспрепятствовали нашему проезду во дворец. Однако после того, как Билон Хатун разъяснила императору то, что мы ее сопровождающие, нас пустили во дворец. Нам дали комнату. Кроме того, по всему городу объявили, что мы можем посещать любую часть его “.

Ибн Баттута был принят императором, на которого путешественник произвел хорошее впечатление. В результате нашему герою дали возможность посетить любое облюбованное им место. И это при всем при том, что в те времена иностранцы не могли разгуливать по городу так, как им заблагорассудится. Вот что пишет в этой связи сам путешественник:

“ Император стал задавать нам вопросы о тех местах, где мы побывали – об Иерусалиме, священных местах, Египте, Ираке и так далее…. Ввиду того, что рассказанное нами пришлось ему по вкусу, император отдал приказ дать нам охрану и хорошее помещение. Мне был также выдан прекрасный конь и один из личных телохранителей императора. Кроме того, была удовлетворена и моя просьба о предоставлении мне гида “.

Среди прочих достопримечательностей Стамбула Ибн Баттута посетил и Ая Софью. Правда, внутрь его не допустили. Тем не менее путешественник сумел описать увиденное вокруг церкви:

Ая Софья – самый крупный храм, обнесенный стеной. Мимо храма протекает речка, берега которой обсажены деревьями. В храме находится с тысячу монахинь – девственниц, посвятивших себя служению Всевышнему. И в других церквах города живет множество монахов и монахинь. Среди них и отец нынешнего императора. Утверждается, что некоторые из священнослужителей происходят из рода апостолов. Ежегодно сюда для посещения Ая Софьи приезжает папа “.

Как мы сказали выше, личность Ибн Баттуты повсюду вызывала к нему большое уважение. Не исключением стала и дочь императора, одарившая арабского путешественника щедрыми дарами в момент расставания. Вот что пишет по этому поводу Ибн Баттута:

“ Она вызвала меня к себе и вручила триста золотых, две тысячи венецианских дирхемов, ткани, вытканные византийскими девушками, одеяния, сотканные из шелка, льна, шерсти, а также двух коней, присланных ее отцом. Пожелав нам доброго пути, она дала нам охранников “.

Юлиан Венгерский, «Колумб Востока» — монах-доминиканец, отправившийся на поиски Великой Венгрии, прародины венгров. К 895 году венгры поселились в Трансильвании, но все еще помнили далекие земли своих предков, степные области к востоку от Урала. В 1235 году венгерский князь Бела снарядил четырех монахов-доминиканцев в путешествие. Спустя время двое доминиканцев решили вернуться назад, а третий спутник Юлиана скончался. Монах решил продолжить путь в одиночестве. В итоге, миновав Константинополь, пройдя вдоль реки Кубани, Юлиан достиг Великой Булгарии, или Волжской Болгарии. Обратный путь доминиканца пролегал через мордовские земли, Нижний Новгород, Владимир, Рязань, Чернигов и Киев. В 1237 году Юлиан Венгерский отправился в повторное путешествие, но уже в пути, достигнув восточных земель Руси, узнал о нападении на Великую Болгарию монгольских войск. Описание путешествий монаха стали важным источником в изучении истории монгольского вторжения в Волжскую Болгарию.

Гуннбьорн Ульфсон. Наверняка вы слыхали про Эйрика Рыжего, скандинавского мореплавателя, первым поселившимся на берегах Гренландии. Благодаря этому факту многие ошибочно думают, что он же и был первооткрывателем гигантского ледяного острова. Но нет — до него там побывал Гуннбьорн Ульфсон, направлявшийся из родной Норвегии в Исландию, чье судно сильнейший шторм отбросил к новым берегам. Почти столетие спустя по его стопам отправился Эйрик Рыжий —путь его не был случайным, Эйрик точно знал, где находится открытый Ульфсоном остров.

Раббан Саума, которого называют китайским Марко Поло, стал единственным выходцем из Китая, описавшим свое путешествие по Европе. Будучи несторианским монахом, Раббан отправился в долгое и опасное паломничество в Иерусалим в районе 1278 года. Выдвинувшись из монгольской столицы Ханбалык, т. е. нынешнего Пекина, он пересек всю Азию, но уже приблизившись к Персии, узнал о войне на Святой земле и изменил маршрут. В Персии Раббан Саума был радушно принят, а несколько лет спустя по просьбе Аргун-хана был снаряжен с дипломатической миссией в Рим. Сперва он посетил Константинополь и короля Андроника II, затем побывал в Риме, где наладил международный контакт с кардиналами, и в итоге оказался во Франции, при дворе короля Филиппа Красивого, предлагая союз с Аргун-ханом. На обратном пути китайский монах удостоился аудиенции новоизбранного папы римского и встретился с английским королем Эдуардом I.

Гильом де Рубук, монах-францисканец, после окончания Седьмого крестового похода был направлен королем Людовиком Французским в южные степи — с целью установить дипломатическое сотрудничество с монголами. Из Иерусалима Гильом де Рубук добрался до Константинополя, оттуда до Судака и двинулся в сторону Азовского моря. В итоге Рубук пересек Волгу, затем реку Урал и в конце концов оказался в столице Монгольской империи, городе Каракорум. Аудиенции великого хана не дали особенных дипломатических результатов: хан предложил королю Франции присягнуть на верность монголам, но время, проведенное в заморских странах, не прошло даром. Гильом де Рубук подробно и с присущим ему юмором описал свои путешествия, поведав жителям средневековой Европы о далеких восточных народах и их жизни. Особенно его впечатлила несвойственная для Европы веротерпимость монголов: в городе Каракорум мирно соседствовали и языческие, и буддистские храмы, и мечеть, и христианская несторианская церковь.

Афанасий Никитин, тверской купец, в 1466 году отправился в коммерческий вояж, который обернулся для него невероятными приключениями. Благодаря своему авантюризму Афанасий Никитин вошел в историю как один из величайших путешественников, оставив после себя проникновенные записки «Хождение за три моря». Едва лишь покинув родную Тверь, торговые суда Афанасия Никитина были разграблены астраханскими татарами, но это не остановило купца, и он продолжил свой путь — сперва добравшись до Дербента, Баку, потом до Персии и оттуда до Индии. В своих записках он красочно описал обычаи, нравы, политическое и религиозное устройство индийских земель. В 1472 году Афанасий Никитин отправился на родину, но до Твери так и не доехал, скончавшись под Смоленском. Афанасий Никитин стал первым европейцем, преодолевшим путь до Индии.

Чень Чен и Ли Да — китайские путешественники, которые совершили опаснейшую экспедицию по Средней Азии. Ли Да был опытным путешественником, но он не вел путевых заметок и поэтому не так прославился, как Чень Чен. Два евнуха отправились в дипломатическое путешествие по поручению императора Юн-лэ в 1414 году. Им пришлось пересекать пустыню в течение 50-и дней и карабкаться вдоль гор Тянь-Шаня. Проведя 269 дней в пути, они достигли города Герата (что расположен на территории современного Афганистана), вручили дары султану и вернулись домой.

Одорико Порденоне — монах-францисканец, посетивший Индию, Суматру и Китай в начале XIV века. Францисканские монахи стремились увеличить свое присутствие в странах Восточной Азии, для чего направляли туда миссионеров. Одорико Порденоне, покинув свой родной монастырь в Удине, проследовал сперва в Венецию, затем в Константинополь, а оттуда в Персию и Индию. Монах-францисканец много путешествовал по Индии и Китаю, посетил территорию современной Индонезии, добравшись до острова Ява, несколько лет жил в Пекине, а затем возвратился домой, миновав Лхасу. Скончался он уже в монастыре в Удине, но перед смертью успел надиктовать богатые подробностями впечатления от путешествий. Его воспоминания легли в основу знаменитой книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля», которой зачитывалась средневековая Европа.

Наддод и Гардар — викинги, открывшие Исландию. Наддод высадился у берегов Исландии в IX веке: он держали путь на Фарерские острова, но шторм привел его к новой земле. Изучив окрестности и не найдя там признаков жизни человека, он отправился домой. Следующим, ступившим на землю Исландии, был шведский викинг Гардар — он обошел на своем судне остров вдоль побережья. Наддод назвал остров «Снежная земля», а своим сегодняшним именем Исландия (т.е. «страна льдов») обязана третьему викингу, Флоки Вильгердарсону, добравшемуся до этой суровой и красивой земли.

Вениамин Тудельский — раввин из города Тудела (Королевство Наварра, ныне испанская провинция Наварра). Путь Вениамина Тудельского не был таким грандиозным, как у Афанасия Никитина, но его записи стали бесценным источником информации об истории и жизни евреев в Византии. Вениамин Тудельский отправился из родного города в Испанию в 1160 году, миновал Барселону, путешествовал по южной Франции. Далее он прибыл в Рим, откуда, спустя время, выдвинулся в Константинополь. Из Византии раввин проследовал ко Святой земле, а оттуда в Дамаск и Багдад, обошел Аравию и Египет.

Ибн Баттута славен не только своими странствиями. Если другие его «коллеги» пускались в путь с торговой, религиозной или дипломатической миссией, то берберского путешественника звала за собой муза дальних странствий — он преодолел 120 700 км исключительно из любви к туризму. Ибн Баттута родился в 1304 году в марокканском городе Танжер в семье шейха. Первым пунктом на персональной карте Ибн Баттуты стала Мекка, куда он попал, двигаясь по суше вдоль берегов Африки. Вместо того, чтобы вернуться домой, он продолжил путешествие по Ближнему Востоку и Восточной Африке. Добравшись до Танзании и оказавшись без средств, он отважился на путешествие в Индию: поговаривали, что султан в Дели невероятно щедр. Слухи не подвели — султан снабдил Ибн Баттуту щедрыми дарами и отправил с дипломатической целью в Китай. Однако по пути он был разграблен и, боясь султанского гнева и не смея вернуться в Дели, Ибн Баттута вынужден был скрываться на Мальдивах, попутно посещая Шри-Ланку, Бенгалию и Суматру. До Китая он добрался только в 1345 году, откуда направился в сторону дома. Но дома ему, конечно же, не сиделось — Ибн Баттута совершил небольшое путешествие в Испанию (тогда территория современной Андалузии принадлежала маврам и называлась Аль-Андалус), затем отправился в Мали, для чего ему потребовалось пересечь Сахару, а в 1354 году обосновался в городе Фес, где продиктовал все подробности своих невероятных приключений.

В эпоху Средневековья (5-15 века) география успешно развивалась по всем направлениям на Арабском Востоке, в Индии, Китае. Большую роль в развитии географии сыграли не только учёные и путешественники, но и купцы, становившиеся открывателями новых земель.

Арабский Восток

В результате завоевательных походов арабов в 7 веке возникло огромное государство - Арабский халифат. Помимо , оно включало территории , Ирана, Палестины, Пиренейского полуострова и некоторые другие. В результате культурного взаимодействия арабов и завоёванных ими народов сложилась особая арабская культура. В 8-9 веках на арабский язык были переведены многие труды учёных Древнего мира, в том числе древнегреческие, персидские, индийские. Это способствовало развитию математики, астрономии, химии, медицины и географии.

Арабы были великолепными мореплавателями, они прекрасно по звездам и , составляли довольно точные . Сведения о странах содержали не только описание, но и точное местоположение городов и других важных объектов.

Арабские путешествия

Активно занимаясь торговлей, арабы проложили древние караванные пути через и открыли её южный край, назвав его Сахель («берег пустыни»). Опытные мореходы, они ещё в 9 веке вдоль восточных берегов Африки достигали острова Мадагаскар, вдоль южных берегов Азии - Индии и Китая. Преградой для арабских путешественников стал лишь Атлантический океан, если не считать плаваний к .

Самым известным из арабских путешественников считается Абу Абдаллах Ибн Баттута. В 14 веке он объехал и исследовал почти все страны Азии и Северной Африки, пересёк Сахару. Итогом его путешествий стал большой труд, в котором подробно описаны города и страны, представлены сведения о .

Освоение Азии

В Азии географическое познание новых территорий шло морским и сухопутным путём. По суше из Индии и Китая двигались буддийские монахи, купцы и путешественники. Их путь лежал через пустыни Центральной Азии, Тибет и . Странствуя по разным районам Азии, они собирали географические сведения о природе и народах увиденных стран. Большую роль в освоении обширных пространств Азии сыграли скотоводы кочевники.

Освоение Азии морским путём привело к заселению Больших и Малых . Начиная с 10 века китайские суда (джонки) подходили Калимантан, Ява, Суматра. Китай устанавил широкие торговые связи с и .

В 14-15 веках для торговли со странами Востока русские использовали путь по , затем по , а далее по суше в Персию и Индию. Именно этим путём отправился в Индию в 1468 году тверской купец Афанасий . Он первым из европейцев подробно описал эту страну в своих путевых записках «Хождение за три моря».

Европа

В начале Средневековья в Европе наблюдался упадок научных знаний, что отразилось и на развитии географии. Однако к середине Средних веков географический кругозор расширился. Происходило повторное знакомство европейцев с далёкими , освоение северных районов Европы и Северной , западных берегов Африки.

Состояние географии

Накопленные цивилизациями Древнего мира географические знания в средневековой Европе были забыты. Путешествия чаще всего носили случайный характер, а главными путешественниками стали паломники к святым местам. Географические представления расширились во время Крестовых походов (11-13 века). Это были военные походы европейцев на с целью освобождения от мусульман Святой земли (Палестины) и Гроба Господня в . Крестоносцы плыли в Палестину вдоль берегов Южной и Юго-Восточной Европы, уточняя на картах очертания островов и заливов Средиземного моря.

Походы викингов

С конца 8 века большую роль в открытии и освоении новых земель играли викинги - жители Скандинавского полуострова. В русских летописях викингов называют варягами, а в европейских источниках - норманнами («северными людьми»). Главными занятиями викингов были рыбный промысел, торговля, а нередко и морской разбой. На своих надёжных судах - дракарах они совершали морские походы как под парусом, так и на вёслах.

Варяги плавали по , которое на Руси называли Варяжским. Их путь в Византию проходил через Финский залив, затем по рекам и волокам в Чёрное и Средиземное моря. Этот путь в русских летописях называют путём «из варяг в греки». Викинги были в Англии и , ходили в через Гибралтарский пролив. В 9 веке они поселились на острове , в 10 веке достигли берегов и островов у восточного побережья Северной Америки.

Путешествия Марко Поло

В 12-13 веках расширялись торговые связи между и азиатскими государствами. Путешествия в дальние страны для купцов стали регулярными, хотя и были небезопасны. Это способствовало накоплению географических знаний. Венецианский купец Марко Поло первым из европейцев побывал в Китае, а также в других странах Азии. Вернувшись на родину, он издал «Книгу о разнообразии мира».

Книга Марко Поло содержит описания природы и жизни населения неизвестных в то время европейцам стран. В ней приводятся подробные сведения о Китае, Персии, Индии, Японии, об островах Ява и Суматра и других богатейших территориях. Европейцы впервые узнали о бумажных деньгах, саговой пальме, горючих «чёрных камнях» (каменном угле) и, главное, о районах, где выращивали пряности, ценившиеся на вес золота. В течение нескольких веков книга Марко Поло пользовалась огромным успехом, в том числе у таких великих мореплавателей, как , Магеллан.

Португальские мореплаватели

В 15 веке могущественной морской державой стала . Для путешествий в дальние страны португальцы вывели на морские просторы новый тип парусников - трёхмачтовые каравеллы. Они могли легко двигаться не только при боковом, но и при встречном ветре. Вдохновителем и организатором морских путешествий был принц Португалии Энрике. Он получил прозвище Мореплаватель, хотя сам редко выходил в море. Энрике задумал грандиозное географическое - достичь морским путём Индии. В 1434-1460 годах в поисках такого пути организованные им многочисленные экспедиции отправлялись к островам центральной части . Продолжалось освоение португальцами Африки. В стране была создана обсерватория, открыта мореходная школа. Португалия, а затем и долго были главными центрами мореплавания и мореходной науки в Европе.

Еще более широк был географический кругозор арабов, по­явившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ «человека путешествующего ста­новится популярным в восточной литературе, С VII в. арабские племена, прожинавшие на Аравийском полуострове, обрели но­вую религию - мусульманство. Основатель новой религии Мохаммед (ок. 570-632 гг.) вынужден был бежать из Мекки в соседний город Медину. Это событие - хиджра (по-арабски «пе­реселение») состоялось 16 июня 622 г. Эта дата станет началом новой эры, и от нее идет мусульман­ское летосчисление. После смерти пророка руководители мусульман­ских общин получают титул халиф, т.е. «заместитель», «наместник».

Первыми халифами были бли­жайшие сподвижники Мохаммеда, которые завершили объедине­ние Аравии, заложив основы ги­гантской империи арабов Хали­фата. География военных походов арабов простиралась практически по всему Средиземноморью охватывая африканское побережье и территорию Западной Евро­пы. Завоевание Испании в 714 г. маврами привело к усилению влияния арабской культуры.

Не только завоевательные походы, но и развитие торговли связано с арабским Востоком. В IX-Х вв. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Север­ной Африки и средиземноморского побережья. Корабли араб­ских торговцев плавали по всем морям Европы по Красному морю и Индийскому океану. Из арабских путешественников по Передней Азии наиболее известны Сулейман из Басры (V)II в.), который совершил путешествие в Китай, посетив Цейлон и Суматру, Андамановы и Никобарские острова. На его записках описано много удивительных приключений на море и островах, населенных каннибалами.

В Х-XI вв. путешественники значительно расширили географию странствий. Арабский писатель Ибн Даста, жив­ший в Персии, совершил длительное путешествие, в результа­те которого появилась историко-географическая энциклопе­дия своего времени «Книга драгоценных сокровищ», содер­жавшая интересные сведения о стране восточных славян.

Из наиболее известных арабских путешественников Х в. можно назвать аль-Масуди из Багдада, оставившего о своем путешествии книги "Золотые пояса и россыпи драгоценно­стей» и «Сообщения и наблюдения», в которых он описал все страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Северную и Восточную Африку. Много путешествовал хорезмский ученый Бируни (924-1048 гг.), обобщивший собранные им материалы об индийской культуре в своем и «Каноне Масуда».

Путешествия были столь распространенным явлением, что великий врач, уроженец небольшого селения близ Бухары Абу Али Ибн Сина (ок. 980- 1037 гг,), которого европейцы называли Авиценной, в своем «Медицинском каноне» посвятил специаль­ную главу режиму путешествующих. В этом трактате семь параграфов, где выдающийся целитель дает рекомендации по режиму питания, профилактике здоровья и оказанию помощи путешественникам в paзных климатических зонах, а также со­веты для путешествующих по морю.

В XII в. знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составле­ния географических карт. В 1154 г. появились его кни­га «Географические развлечения», в которой помимо страноведческих сведений совершалась проверка идеи Птоломея. Более того, итогом его многолетней работы стали карты мира, круго­вая и прямоугольная, на 70 листах.

Несомненно, самым известным арабским путешественни­ком считается Абу Абдаллаха Ибн Баттута из Танжера (Ма­рокко), который в XIV в. побывал почти но всех странах тог­дашней Азии. познакомился е северным побережьем афри­канского материка и долиной Нила. Во времена второго путе­шествия он пересек Сахару в разных направлениях. В даль­нейших своих путешествия Ибн Баттута посетил Крым, побы­вал в низовьях Волги, посетил Среднюю Адию. Несколько-пет прожил в Индии, далее он прошел через Индостан на юг, посе­тил Мальдивские острова, Цейлон и морем прибыл в Китай. Пройдя по суше и по морю в общем счете болеe 130 тыс. км, вернулся домой и продиктовал книгу под названием «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий», более известную как «Путешествия Ибн Батуты». Книга о его 25-летних путешествиях, содержавшая большой истори­ческий, географический и этнографический материал, была переведена на несколько европейских языков и стала ценным пособием по средневековому страноведению.

Завоевательные походы арабов, развитие торговли приво­дят к быстрому распространению мусульманства. Всем мусу­льманам предписывается, по крайней мере, раз в жизни совер­шить паломничество в Мекку - священный для всех предста­вителей этой религии город. Начиная с тех времен и поныне в Мекку устремляются потоки мусульманских паломников. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы и прикоснуться к черному камню. Кааба находится на святом месте - Аль-Харрам, который ныне представляет собой самый большой храм под открытым небом. Вторым по значению священным городом для мусуль­ман является Медина, пли Город пророка, в котором находит­ся могила пророка Мохаммеда.

Священные для мусульман места есть и в древнем Иеруса­лиме. Это город, в котором был пророк Мохаммед во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в отдален­ные мечети. В Мусульманском квартале расположен Харам-эш-Шериф (священный двор) со святынями ислама. Это знаменитые мечети Омара иАль-Акса, Мечеть Скалы была по­строена в 691 г, по велению халифа Омара, отсюда ее второе на­звание. Через два года на месте христианской базилики была Сооружена мечеть Аль-Акса, в северном крыле которой нахо­дится место – Маком Азиз, где, по преданию, пророк Мохам­мед вознесся на небо из Иерусалима.

9.4. Иерусалим – центр паломничества

В Иерусалим стекаются паломники разных вероисповеда­ний. История города насчитывает 4 тысячи лет. На этом месте царем Давидом была создана столица его государства. В Х в. до н.э. царь Соломон, сын Давида, построил здесь Первый храм, развалины стены которого - Стена Плача – с V в. являются местом паломничество представителей иудаизма. В VI в. до н. э. был построен Второй храм. Красоту этого величествен­ного сооружения описал древний историк Иосиф Флавии, который сравнил его со сверкающей горной вершиной. Второй храм был разрушен в I в. н.э. но время Иудейской воины. Пре­доставить великолепие этого сооружен и я можно по точной мо­дели Второго храма, которая была создана в 60-е гг. XX в. в масштабе 1:50 и ныне демонстрируется на территории одного из отелей. Для евреев Иерусалим - это Земля Обето­ванная. Здесь и поныне находится Еврейский кварталсо знаменитыми синагогами.

Земли древней Палестины являются священным местом для поклонения христиан всего мира. Первое, куда устремляется поток паломников, - это Вифлеем, небольшой город, в котором родился Иисус. Паломники устремляются на поклонение святым местам в Вифлееме, городе, где родился Иисус Христос и где в 325 г. над несколькими пещерами была построена базилика, а позднее, во времена правления импера­тора Юстиниана в VI в. возведен храм Рождества Христова, находящийся в самом центре города. Большое число священ­ных для христиан мест находится в самом Иерусалиме, городе, ставшем местом казни и воскресения Иисуса Христа. В IV в. византийский император Константин повелел воздвигнуть на руинах римского языческого храма храм Гроба Господня, ибо на этом месте, по преданию, был распят, погребен и затем воскрес Иисус Христос. Поклонение Гробу Господнему составляет важнейшую цель паломничества христиан. Христианские верующие стараются пройти по стопам Иисуса Христа на Голгофу. Этим путем пилигримы следуют с IV в. н.э.

Этот город на протяжении своей истории неоднократно подвергался нападениям и войсками вавилонского царя Наву­ходоносора, и мусульманскими завоевателями, в эпоху средневековья из Европы сюда устремлялись армии крестоносцев.

Понравилась статья? Поделитесь ей