Контакты

Мифы и легенды кенигсберга. Сказки германии: легенды кенигсберга

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!

В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга". Глава 6-2-3. Вилла «Эдит». Продолжение. Мифы и легенды Тувангсте-Кенигсберга-Калининграда.

Мифы и легенды Тувангсте-Кенигсберга-Калининграда.

Часто складывались саги о старых кирхах, например, сага о кирхе замка повествует о странствующем голубе из плит потолка; саги о подземных ходах у Собора, по которым приходят черти с двумя ножами для убийства. В лестницах собора замурованы духи, грызущие стену.
Похороненный с большой помпой в Альтштедтише кирхе Андреас Осиандер был унесен чертями, так как при вскрытии склепа там оказался прах Никель Бальтасар…
(Р. Альбинус. «Словарь города Кёнигсберга (Пр.) и его окрестностей», Раутенберг, 1985г.). (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

(1). Первое мистическое место Калининграда оказалось на берегу Нижнего озера, именовавшимся когда-то Замковым прудом. Когда-то рядом с бизнес-центром по адресу: улица Сергеева, 2, располагалась масонская ложа "Три короны", деятельность которой была окутана тайной, поскольку доступ на территорию ложи был закрыт, и даже во время реконструкции Замкового пруда в начале 20-го века туда никого из посторонних не пускали. Променад на масонской земле строить не стали, вынудив людей обходить ложу со стороны города. Пришедшие к власти нацисты реквизировали дом для собственных нужд и разместили там Бюро древней истории – подразделение таинственной организации СС «Аненэрбе», в ведении которой находились все археологические раскопки и поиски по всему миру оккультных артефактов. С приходом нацистов ложа сохранила свою таинственность, так как и Аненербе никого не допускала до своих секретов, за которыми теперь охотятся многие.

(2). Второе место - площадь Мюнцплатц (Монетная площадь), которая тянулась от Королевского замка до Замкового пруда (современный ориентир - часть улицы Шевченко и площадь у Дома советов). Именно на этом месте в 1945 году пожилой немец передал русскому офицеру небольшую кожаную папку, в которой были собраны подробные документы и схемы инженерных сооружений Кнайпхофа, а также документы, помеченные грифом "Кенигсберг 13" (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/26321.html).

(3). Еще одно загадочное место, как ни странно, - это Альштадская кирха, которая находилась на пересечении Ленинского проспекта и улицы Шевченко прямо напротив входа в гостиницу "Калининград". В старой кирхе произошла мистическая подмена: в склеп торжественно было внесено тело усопшего Андреаса Озиандера, а потом - при вскрытии склепа - обнаружился в гробу мертвый Микель Балтазар, которого считали колдуном и чернокнижником. (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/39957.html)

(4). Много легенд и сказаний хранил в себе Королевский замок.
Начнем наш рассказ про это место, окутанное тайной на протяжении многих веков, с одной из самых любимых легенд меня, прусского кота, - Легенда о рождении и проклятии Кенигсберга, в которой говорится о причинах проклятия, благодаря которому Королевский замок был разрушен, а Дом Советов так и остался пустовать (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/29091.html).
А продолжим одной из самых знаменитых городских легенд – легенды про волчицу Герру.
В XIII веке удары топоров крестоносцев повергли на великой жертвенной горе, названной впоследствии Королевской, могучие деревья. Разорены были гнёзда птиц, изгнано зверье с округи, погашены жертвенники пруссов. Мощный ураган пронесся над землей. Такого красного солнца никогда не видели в этих местах. "Верные" пруссы, побуждаемые плетьми, стали стаскивать огромные камни на гору для закладки будущего замка Кенигсберг.
Звери и люди обходили ее стороной, лишь старая волчица Герра появлялась под вечер на месте строительства и наблюдала за происходящим, не подходя к крестоносцам ближе арбалетного выстрела. Братья-рыцари, глядя на нее, говорили, что это колдуны непокорных пруссов (вудлаки) оборачиваются волками, и что тревога охватывает их, когда они смотрят на восток...
Зима 1256 года ударила неожиданно. Сковав Прегель, обожгла морозом все живое. В ту пору добычей волков стали и люди, и звери. Логово Герры было недалеко от замка. И все чаще идущих след в след волков можно было видеть на востоке Королевской горы. Трудно было разобрать, сколько же их прошло. Лишь щенки на повороте "следили" немного в сторону.
Однажды под вечер, когда чернеющий лес уходил в ночь, волчата и подъярки (годовалые волки) подошли к замку.
Охрана, увидев их, оторопела, но замешательство продолжалось недолго. Со стен стали бросать рубленое мясо. Голодные волчата подошли ближе. Крестоносцы заманивали их. Потом в бойницах появились арбалеты...
Стемнело, не было видно ни крови, ни стрел. Лишь в снегу рядком лежали волки и щенки, а в оглушительной тишине раздавался хохот со стен. Ночь наступила мгновенно. Но вдруг округа взорвалась зловещим воем. Волки окружили замок со всех сторон. Мощные деревянные ворота сотрясали удары. На четырех стенах замка волки нанесли следы когтями: крест-накрест, крест-накрест, крест-накрест... В замке всю ночь горел огонь. Никто не спал. Ужас охватил людей.
С первым лучом солнца крестоносцы увидели во дворе замка Герру. Никто не поднял арбалета, никто не обнажил меча. Открыли ворота замка, давая волчице уйти.
В течение многих дней у Прегеля, на обледеневших берегах, находили убитых рыцарей. Одних - вмерзших в лед с выеденным лицом и страшными ранами, других - разорванных на куски. И ночью и днем вудлаки мстили своим обидчикам. Герру больше не видел никто, хотя еще долго находивших ее следы у замка охватывал ужас. И по сей день на старых камнях видны ее следы...
Еще одной легендой, связанной с Королевским замком, является легенда о старухе Лотте, которая вывозила из его подвалов мешки с человеческими костями и сбрасывала их в лесное озеро (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/24822.html).

Естественно, в завершении стоит упомянуть, что до сих пор ходят легенды о том, что подвалы разрушенного замка хранят в себе награбленные фашистами сокровища.
Немного косвенно к Королевскому замку относится легенда о старике Дессау. Рассказывают, что он умел колдовать, и этому нужно поверить, иначе как еще можно было объяснить то, что он был неуязвим для любой пули? Он мог пройти через любой рукопашный бой с непокрытой головой и ни один волос не потерять.
Или еще: он едет в середине лета на карете, запряженной шестью лошадьми, из Мемеля в Кенигсберг и, так как очень спешит, решает ехать самым коротким путем, через залив. И что вы думаете? Вода держала его так же хорошо, как и самый твердый лед зимой. Это любого заставит задуматься.
За различные заслуги перед Прусским государством король пожаловал ему имение Норкиттен в северо-восточной части Восточной Пруссии – район, который был заселен в основном литовцами. Старик Дессау был им хорошим и справедливым хозяином. Он умело хозяйствовал, и скоро запущенное имение стало процветать. Но и это удалось ему только потому, что он, как рассказывают люди из этих мест, умел находиться одновременно в разных местах и всегда успевал вовремя.
Однажды в деревне Бубайнен он приказал построить новую мельницу. На работы он привлек ремесленников из Германии, так как литовцам не очень доверял. Когда после этого однажды попросил работу литовский подмастерье, мастер на мельнице ему грубо отказал. С тех пор работы на мельнице перестали продвигаться вперед, как бы ни ругались мастера и как бы ни старались и ни исходили потом рабочие, трудясь с раннего утра до позднего вечера. А все потому, что литовский подмастерье понимал в колдовстве не меньше, чем высокий господин из замка Норкиттен. Скоро мастер заметил, кому он должен быть благодарен за нанесенный ущерб, приказал позвать подмастерье и дал ему работу. И гляди-ка: стройка стала быстро продвигаться вперед, и скоро мельница была готова и была самой лучшей во всей округе. Когда же подмастерье потребовал выплатить ему заработанное, князь отказал ему презрительно и не дал ни гроша. Это рассердило парня с мельницы, но он сдержался: что бы он смог противопоставить колдовскому умению старика Дессау в его собственном замке? Придет время расплаты, подумал он, и стал ждать подходящего случая.
Он вскоре подвернулся. Когда князь через некоторое время должен был ехать в Кенигсберг, литовский подмастерье поехал за ним, потому что вне замка – он знал это совершенно точно – старый господин не обладал колдовскими чарами.
В Кенигсберге князь расположился в королевском замке и, куря трубку, высунулся из окна, когда внизу как раз проходил литовский парень. Он мужественно встал перед ним и потребовал выплатить заработок за работу на мельнице. Но старик Дессау его только высмеял. Тогда подмастерье наколдовал ему лосиные рога на голове, которые становились все больше и больше. Князь сначала ничего не заметил, только когда на улицах стали останавливаться и оглядываться ему вслед, он схватился за голову и заметил тогда большие рога. Он очень испугался и хотел быстро вернуться в свои покои, но рога были так велики, что не пролезали в окно. Теперь пришло время смеяться для подмастерья, и князь вынужден был, хотел он этого или нет, выплатить требуемую сумму. И рога с его головы пропали.
С тех пор старый Дессау уже не соглашался мериться в колдовстве с литовцами.
(5). Следующее загадочное место - Кошачий ручей, который располагался недалеко от замка (ныне улица Зарайская около ЗАГСа города Калининграда).
С Кошачьим ручьем было связано сказание о двух кошках, которые по ночам катались по Прегелю в пивоваренном котле как в лодке. Днем кошки оборачивались женщинами. Эти ведьмы наняли себе мальчугана, который им прислуживал всячески, в том числе и в постели: ведьмы, как известно, отличаются страстью к постельным утехам и игрищам. Этот мальчуган в конце концов их и сварил. Прямо в котле, когда они были в своей кошачьей ипостаси.

(6). Также весьма излюбленным местом городских легенд является Кафедральный собор.
По одной из них, в Кенигсберге на флюгерах Кафедрального и Королевского замка жили гномики - символ удачи. Жители города приветствовали друг друга фразой: «Здравствуй, ну как, гномов видел?». Ответ «Да» означал, что у собеседника хорошее настроение. В 90-е годы 20 века, когда восстанавливали башню и флюгер на Кафедральном соборе, строители говорили, что видели на флюгере двух гномов. Многие верят, что один прусский гном переселился на крышу собора из разрушенного Королевского замка.
Кроме того, жители города верили, что по подземному ходу в собор периодически наведывается черт. А иногда в соборе появлялся призрак. Дело в том, что некий канцлер Кошпот однажды обвинил в краже перстня своего верного слугу. Тот отпирался, как мог, а потом, видя, что никто не внемлет его доводам, покончил жизнь самоубийством. А через некоторое время служанка, потрошившая индюка, нашла у него в желудке злополучный перстень. С тех пор призрак погибшего слуги появлялся в Соборе всякий раз, когда в городе кого-то обвиняли облыжно.
А еще помимо гномов, живущих на флюгерах, в Кенигсберге верили в вигтов - домашних духов. Вигты умеют трудиться, не покладая рук, но под настроение могут и пошалить: стянуть со спящего одеяло, пощекотать холодными пальцами чью-то пятку, смешать в сахарнице соль с перцем, выпустить из свинарника свиней и т.д.
Чтобы они поменьше шалили, их надо задабривать: ставить им в укромный уголок блюдечко с молоком, класть ношеную, но чистую одежду. (Многие немки неукоснительно исполняли этот обычай даже в двадцатом веке. Что, в принципе, приносило определенную пользу: в сельской местности выставленное в сад молоко с благодарностью выпивали ежи - и ловили потом мышей и змеюк с удвоенным рвением. А в городе - перепадало кошкам).
А вообще жители трех средневековых городов - Альтштадта, Кнайпхофа и Лебенихта - очень любили пугать друг друга рассказами о Белой Даме.
Узреть Белую Даму было дано не каждому: лишь тот, кто рожден 13-го в воскресенье ближе к полуночи, мог увидеть ее, молодую женщину ослепительной красоты, с длинными светлыми волосами, в белом платье из дорогих кружев.
К людям вообще-то Белые Дамы относились вполне дружелюбно: выводили на дорогу заблудившихся путников, показывали места, где закопаны клады, помогали женщинам рожать, предсказывали будущее, но... Белых Дам очень легко рассердить. И особенно они не прощают неблагодарности.
Так, однажды мальчик, сын пастуха, заблудился в лесу и увидел прекрасную девушку. Она утешила его, вытерла ему слезы, вывела на дорогу и сказала, что он не должен никому про нее рассказывать, но может, если хочет, прийти еще. Он пришел, потом еще и еще... Наконец девушка сказала, что должна покинуть это место, но она обязательно вернется, когда мальчик превратится в юношу. И на прощанье подарила ему несколько камней, отливающих удивительным блеском.
Когда мальчик вернулся домой, он увидел, что камни потускнели и превратились в золотые бруски.
Через несколько лет мальчик повзрослел. Подаренное золото он истратил на наряды и выпивку, а сам превратился в ужасного волокиту. Очередную свою знакомую он как-то привел на то место, где когда-то встречался с таинственной красавицей. Белая Дама, увидев, как юноша обихаживает девицу там, где должен был трепетно дожидаться её, Белой Дамы, возвращения, не стерпела. Девушке она дала пощечину - чтоб та не таскалась в лес с молодыми людьми (и до самой смерти у несчастной на щеке оставался отпечаток ладони), парня - уморила, а в течение года извела и всех до единого мужчин его рода.
(7). Далее проследуем к месту, где некий совершил таинственный языческий обряд, а именно к прусскому холму Глаппенберг, который у немцев звался одноименной улицей, по-прусски означавшей «гладкая гора». Сейчас это улица Николая Коперника. Некоторые утверждают, что особенности рельефа были тут ни при чем, а место названо в честь прусса-мятежника Глаппе, который поднял Великое восстание пруссов, растянувшееся на 10 лет и завершившееся публичной казнью бунтовщика в 1273 году. По легенде, к месту казни его провезли именно этим кратким, но скорбным путем, а казнили немножко дальше – на окраине Эльблонга. Но сейчас легенда наша не о том.
Бывает так, что по несчастливому стечению обстоятельств, в одном месте собирается сразу несколько особей из тех, что зовутся "сорвиголовами". Как правило, это люди недовольные судьбой, считающие, что они достойны лучшей доли - посытнее еды, побогаче одежды и т.д. Жалуясь, друг другу на бедность, они постепенно распаляются, а дьявол уж тут, как тут - подсовывает им очередной план внезапного обогащения. И если при этом присутствует хоть доля спиртного - жди беды. Дьявольский проект они решат исполнить не медля. Вот так в одном из трактиров Кёнигсберга в двенадцати головах сразу родилась идея запродать души язычеству, и, разумеется, за приличное вознаграждение.
Заправлял этой командой некий Иоганес, непременный участник всякой потасовки, бывший солдат и моряк. Но главное его достоинство было в том, что он происходил по материнской линии из рода прусских жрецов – вайделотов, несмотря на то, что отец его был немцем, и семья мало общалась с прусскими родственниками, все же когда-то Иоганесу довелось побывать на обряде жертвоприношения и заклинания богов. Такие обряды, хоть и были запрещены, но сохранялись у пруссов.
Итак, Иоганес, помня в общих чертах необходимые действия жреца, вызвался все устроить самым наилучшим образом. Они купили черного козла, бочку пива, и отправились к холму Глаппенберг (ныне - район улицы Коперника), где в древности было одно из прусских святилищ. Там Иоганес начал колдовать, применив один из самых опасных обрядов, который использовался для прямого вызова божества. После трехчасовых стараний Иоганесу удалось добиться желаемого. Вот только вряд ли он действительно желал того, что получил. Четверо его товарищей, увидев результат действий, в ужасе бросились бежать, не разбирая дороги.
Позже выяснилось, что бежали они в сторону от Кёнигсберга, в район Северной горы. Бог сжалился над ними и привел прямо к старой кирхе Св. Якова, что стояла тогда на месте нынешнего форта №3. В храме они оставались несколько дней, замаливая свой грех, а потом отправились в Палестину, чтобы у Гроба Господня вымолить прощение.
Но это было после, а в тот день множество мужчин во главе со священником, бросились на Глаппенберг в надежде спасти тех, кто там остался. Увы! Четверо были найдены в состоянии бессловесных тварей - они уже никогда не оправились. Трое лежали в ряд бездыханные. А самого заклинателя собирали по частям. Казалось, будто что-то разорвало его изнутри, и он разлетелся в стороны, как мыльный пузырь. Причем, лихую голову Иоганеса, как ни искали, не нашли.
Также с этим местом связана и другая легенда, когда еще улица Глаппенберг именовалась еще улицей Ролльберг, на которой селились ведьмы.Согласно этой легенде некогда в 1775 году к священнику кирхи в Штайндамме обратился старик на деревянной ноге с просьбой исповедовать его. Тайны из своей жизни он делал и разрешил пастору записать его рассказ при условии, что имя упоминаться не будет. Этот старик, будучи еще молодым человеком, нанялся в подмастерья к двум женщинам, имевшим на Ролльберге небольшую пивоварню... (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/41908.html).
(8). Мистическим местом, связанным со старыми кладбищами Кенигсберга, является отрезок улицы Гагарина недалеко от школы №2. Именно здесь при строительстве жилого дома был обнаружен скелет, из груди которого торчал двадцатисантиметровый осиновый кол. Черепа скелета найти не удалось - на его месте найдена половина красного кирпича. Скелет находился в оцинкованном гробу. Те, кто похоронил этого человека, воспринимали его как колдуна или вампира.
Традиция вонзать в грудь осиновый кол и отсекать голову пошла еще из Средневековья: европейцы считали, что если прервана «связь» между головой и остальным телом, то колдун, который сохранял силу и после физической смерти, умирал «по-настоящему». Иногда голову хоронили отдельно. Как правило, на «границе» земли и воды. Наличие оцинковки объяснилось тем, что этот материал защищает гроб от тлена, но главное - препятствует распространению отрицательно заряженной энергетики. На этом месте раньше находилось старое кладбище, где хоронили с конца XIX века и до 1945 года.
(9). Следующее место, наполненное разными мистическими знаками, находится на улице Малоярославской. На искусственной площадке в тени старинных лип возвышается каменная пирамида серого цвета. Эта пирамида была заложена в память о павших на фронтах первой мировой войны в 1921 году, когда Кенигсбергу исполнилось 666 лет. Она сложена из 666 каменных блоков, ориентирована строго по частям света и имеет ровно 13 уступов. Это место пользовалось в Кенигсберге небывалой популярностью у всевозможных магов и колдунов. Прикоснуться к пирамиде как к источнику необъяснимой мощной энергетики во время своих частых визитов в Кенигсберг по дороге из аэропорта Девау обязательно приезжал и Гитлер с соратниками по партии. Построенная трёхметровая пирамида, сложенная из 666 камней, символизировала центр Европы и служила магическим оберегом Кёнигсберга - не зря во время Первой мировой русские войска обошли город с двух сторон, так его и не покорив, поскольку прикосновение к пирамиде дарует непобедимость.
(10). Ни для кого не секрет, что нынешний калининградский Центральный Парк культуры и отдыха построен на немецких кладбищах, в связи с чем, возникало и возникает множество легенд. Одной из них является легенда о рыжей косе: Во время войны на офицерском кладбище за кирхой королевы Луизы хоронили военных. В Калининграде существует определённая категория людей, так называемые гробокопатели, которые зарабатывают тем, что оскверняют могилы. В 60-е годы 20-го столетия они вскрыли женскую могилу и, что поразительно, нашли скелет молодой девушки с огромной толстой рыжей косой. Они достали эту косу, вымыли, вычистили, и когда в Калининграде проходили гастроли одного из Российских театров, продали её одной из актрис. Волосы были в изумительной сохранности. Позже у этой актрисы обнаружили рак мозга. Рыжая ли коса тому виной, неизвестно, но когда она снимала парик из этой косы, у неё начинались страшные головные боли, когда коса была на ней, она чувствовала себя хорошо… И когда она умирала, коса лежала рядом с ней на простыне.
Эта история зловещая. И рыжая коса ещё раз свидетельствует о том, что не надо брать ничего из могилы. То, что принадлежит мёртвым, должно принадлежать им всегда.
А вот с самой кирхой королевы Луизы, которая на протяжении всего своего существования является символом этого места, связан весьма трагический сюжет: два мужика подрядились спилить два креста. На этой кирхе и на церкви Христа (ныне Дворец культуры вагонзавода). Им хорошо заплатили. Но в течение года один из них попал под трамвай и остался без обеих ног, а другого насмерть сбила машина. Может, это просто случайность, но людям свойственно считать иначе и верить в злой рок.
(11). Проследуем дальше через прекрасный старый парк до улицы Дмитрия Донского. Многим калининградцам еще со времен беззаботного детства и юношества знакома Детская областная больница, но мало кто из них знает, что именно на этом месте почти 200 лет назад была сожжена последняя ведьма не только в Восточной Пруссии, но и во всей Европе. Последней ведьмой была крестьянка польского происхождения Барбара Здунк. (Легенда: http://kleine-furer.livejournal.com/16944.html) Тут стоит отметить, что во времена Кенигсберга здесь располагалась психиатрическая клиника, и кто знает какие тайны она в себе еще хранит.
(12). Еще один миф связан с одним из древнейших районов Кенигсберга - Юдиттен.
Легенда гласит, что птица Альф водится только в окрестностях Кёнигсберга и нигде больше, и знаменита тем, что встреча с ней обещает нежданное богатство. Говорят, она похожа на ястреба, такая же серая, и была бы неприметной, если б не ее длинный огненный хвост. Полет птицы Альф напоминает падение звезды. Ее очень трудно поймать, но тому, кто сумел это сделать, она приносит деньги, выкупая свою свободу. Многим людям встреча с Альфом помогла разбогатеть.
Но самый любопытный случай произошел с гончаром из кенигсбергского предместья Юдиттен, который сговорился с Альфом, о том, что тот натаскает ему полный сапог денег. Гончар поместил сапог в печной трубе, чтобы визиты Альфа остались для соседей незамеченными.
Гончар оказался куда хитрее доброй птицы и, прежде чем пристроить в трубе сапог, отрезал у него подметку.
Целый день Альф таскал деньги. Время от времени он присаживался на край трубы и спрашивал гончара: «Не полный ли еще сапог?»
- Нет! – кричал гончар, выгребая из печки золото. – Еще не полный.
В конце концов, Альф так устал, что у него возникли сомнения в честности гончара.
- Ну что, не полон ли еще сапог? – спросил Альф, в очередной раз присев на трубу.
- Нет, не полон, - крикнул ему гончар. – Давай, неси еще!
И тогда Альф бросил в сапог целую кучу вшей и улетел.
(13). Еще одним знаковым местом для Калининграда является вилла "Эдит", расположившаяся на Проспекте Победы, 180. Благодаря повести одного советского писателя Баринова, вся страна узнала о том, что в вилле находился подземный ход, по которому можно было дойти до Королевского замка, а через него в Кафедральный собор. Также легенда гласила о том, что владелец сего здания обладал сверх-секретными документами, в которых говорилось, что под Кёнигсбергом существуют громадные подземелья, создававшиеся веками, древние форты соединены с современными командными пунктами длинными туннелями, которые ведут к важнейшим загородным объектам, как, например, подземным мастерским и заводам, госпиталям и нефтехранилищам, и о том, что в подземельях спрятаны многочисленные сокровища королевского прусского музея, в том числе знаменитая Янтарная комната.
(14). Немецких оборонительных фортов вокруг Калининграда целых 12 штук, и каждый из них таит в себе тайны. Военные реконструкторы рекомендуют посетить Форт № 3 «Фридрих Вильгельм I», который у немцев носил имя Фридриха Вильгельма I.
Форт № 3 сохранился практически в первозданном виде, поскольку немецкие солдаты сдались в плен без боя. Цитадель неоднократно была съемочной площадкой для советских художественных фильмов. Для любителей заброшенных подземелий это идеальное место, а для ценителей старины - гипотетическая возможность найти сокровища. Дело в том, что в конце войны немцы спрятали в подвалах форта экспонаты знаменитого музея «Пруссия». Ценности почти полвека пролежали нетронутыми (в форту стояла советская воинская часть, командование которой не вело раскопок), а затем в 90-е, когда военные съехали с форта, «черные копатели» буквально разграбили брошенную крепость. Историки спохватились, когда на черном рынке Москвы стали появляться уникальные предметы из Preu;en-Museum. Дальнейшие легальные археологические изыскания в форту № 3 позволили извлечь монеты Римской империи, фрагменты мечей викингов, каменные и бронзовые топоры, древние женские украшенияи т.д. Сейчас, как уверяют краеведы, найти что-то подобное в крепости нереально. Но чем, как говорится, черт не шутит.
Из самых распространенных «сведений», циркулировавших среди русского населения сразу после войны, пальму первенства занимали данные о подземных ходах и подземном городе, а также о кладах, обнаруженных «знакомым моего соседа». Наиболее «знаменитым» был подземный ход из виллы «Эдит», который шел до Королевского замка, а через него - в Кафедральный собор. Ход настолько хорошо сохранился, что был не подтоплен, как прочие, и всё в нем функционировало, даже электричество. Идешь по нему, и лампочки по дороге включаешь: все работает… До сих пор сохранился подземный ход от памятника 1200 гвардейцев до ЦГ, сделанный параллельно железнодорожной ветке на Северный вокзал. Все форты… соединялись между собой подземным ходом, по которому курсируют самые настоящие поезда: масса людей видела! Между 8 и 9 фортом стоит будочка, недоделанный дот, вот туда спускаешься, садишься в поезд, и поехал. Хочешь в одну сторону, хочешь - в другую… Сотрудники КГБ от Кёнигсберга до Пиллау ездили по подземному ходу на машинах. Подземелья были заселены. «Идешь, а у стен - скелеты… В офицерской форме, в фуражках, и этот скелет держит в руке череп от другого скелета»… Все… знали, что существует самый главный и самый крупный подземный ход: от Кёнигсберга до Берлина. Разветвленная система подземных сообщений в 90-х годах пополнилась еще одним подземным ходом, - от подвала КГТУ до блиндажа Ляша, открытым любознательными студентами. Все мало-мальски достойные здания в городе имеют свои ходы… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Специальные мини-подводные лодки до 60-х годов тайно сновали в Калининград, откуда постоянно что-то вывозили: документы, сокровища, людей. Именно таким манером, вполне вероятно, был вывезен отсюда Мартин Борман. Была даже задержана шпионка, которая «канала под сумасшедшую старуху - все ходила с куклой в руках. Когда ее задержали на берегу Преголи, она громко закричала, и подводная лодка быстро ушла под воду, а в кукле в голове оказалась радиостанция». (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».

Послевоенный Кёнигсберг периодически становился ареной для героев приключенческой литературы. Например, в «Роман-газете» публиковали роман “Три лица Януса”, в котором крупный фашистский чин пытался скрыться из Королевского замка на подводной лодке, но наш разведчик, Джеймс Исаев, вовремя подоспел и не дал уйти негодяю. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Уже в наше время, когда укрепляли причал для стоянки «Витязя», «на дне реки были обнаружены остатки миниатюрной подводной лодки времен Второй мировой» - судя по всему, следы работы того же Д. Исаева. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Очень были распространены по городу места, где гестапо пытало людей специальными приспособлениями. «В пятом форту, на нижних этажах, в стену вмонтированы крючья: гестаповцы подвешивали и пытали». Если выехать по улице Летней на старую немецкую окружную дорогу, есть там пехотное убежище, и в нем «крюки в стене. Пытали кругом, и кругом было гестапо». «Пыталище» было и на улице Барнаульской, где во дворе одного из домов сохранилась изогнутая дугой стена, надо полагать, специально выстроенная для расстрела пытуемых. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Клады находились в огромном количестве, и повсюду. Адресом мог быть любой дом с подвалом. «В подвале стенку случайно ковырнули, а там - пустота. Оказалась тайная ниша, в ней сундук с золотом». Если в стене круглые пятна из более темного цемента, значит, там замурованы мешочки с золотыми монетами… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Пацаны, бывало, найдут кусок золота, не знают, что с ним делать:
-Дядя-дядя, купи железку.
-За сколько?
-За 10 копеек.
-Десять много, вот вам пять копеек. А где выкопали?
-А вон там, в развалке.
Пойдет мужик туда, откопает ящик золота, и сразу - уедет. Уезжать из города почему-то было непременным условием. Если человек быстро и беспричинно уезжал - ясное дело, клад нашел. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Находимое оказывалось всегда либо в сундуках, либо в ящиках, и всегда в огромном количестве. Если сложить все гипотетическое золото, найденное в Кёнигсберге-Калининграде, то им можно будет загрузить не один столь же иллюзорный железнодорожный состав. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Целые районы города долгое время были огорожены, и на них висела надпись «Заминировано». А почему? Пришли туда минеры с миноискателями, стали проверять - пищит. Копали, копали, никаких мин не нашли. Опять проверили - пищит… На всякий случай огородили и повесили надписи. А это, как потом выяснили, были подземные заводы… С минами было не так просто. Например, любвеобильные немцы минировали даже склепы родственников на кладбищах. Любители порыться в могилах гибли пачками… Послевоенный Кёнигсберг, как айсберг, имел свою невидимую часть: подземные заводы. Обнаружились они случайно. Работяги копались в канализации, и подцепили ломом люк. Такой же, как от канализации, только побольше. Открыли его, спустились - такое большое помещение, и - станки стоят, рабочие, в смазке! Оказалось, что там есть еще этажи, они спустились до третьего, и вдруг стала поступать вода. И всё затопила! Они вылезли, вызвали военных, те стали откачивать, бесполезно, взяли пробу воды, а она - морская! Несколько раз пробовали запустить туда водолазов, но они все там и оставались, а наружу вытаскивали только перерезанные шланги. Один все-таки вернулся, сказав, что далеко он не забирался: много покореженного железа. Обнаружились под Кёнигсбергом нескольких связанных между собой военных заводов, один по производству танков, другой по производству самолетов. После сборки и испытаний готовые самолеты вылетали прямо из-под земли по специальному туннелю. Один из них, из последней партии, наши сбили, и он упал в озеро, которое находится на острове (правильнее назвать «междуречье»), за «треснутыми» домами. В хорошую солнечную погоду, когда вода прозрачная, самолет виден с лодки; виден крест на фюзеляже и шлем пилота, который застрял в разбитом окне. Немцы, когда вывозили документы, последними вывозили карты подземных коммуникаций, в том числе и секретных. Там все было указано, куда где надо наступить, чтобы там-то и там-то забор открылся, и морская вода стала поступать. Самолет взлетел, а наши его подбили. Летчики выбросились с парашютом, а у одного из них в планшете была та самая секретная карта. В воздухе его подстрелили, насмерть, карту вынули и отдали офицеру из КГБ. Он положил ее в стол, а наутро она исчезла. Вот так наши не смогли откачать немецкие подземные заводы. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Под землей жизнь велась чуть ли не активней, чем наверху. Например, из верхнего озера по ночам кто-то спускал всю воду. Открывались шлюзы, вода уходила, и между двумя башнями - Дона и Врангеля - обнажался люк. Крышка откидывалась, оттуда появлялся кто-то в темном, выходил, шарился по дну, чего-то искал, потом опять залезал в люк. Крышка закрывалась, и вода до утра вновь наполняла озерную чашу… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

До середины 50-х годов ходили слухи, что где-то на Шпандине остались немцы, которые «не знают об окончании войны и до сих пор отступают»… (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

Земля нашпигована боеприпасами прошедшей войны. Один... таксист выпивал на даче с двоюродным братом... и поспорил, мол копни за сараем лопатой - и там окажутся гильзы. Копнул - а там танк, целехонький, в смазке. (7). (В. Александров "Калининград: город-трофей").

Под городом - сеть подземных ходов. При Советской власти один старшеклассник нашел вход в подземелье и пропал. Потом, говорят, объявился в Западном Берлине, в районе Тиргартен, и остался там жить. (7). (В. Александров "Калининград: город-трофей").

У всех дедушка брал Кенигсберг. Город захватывали со стороны Балтрайона. На другом краю города боев почти не было. Там и селились после войны - кто где захотел. Особняки выбирали, исходя из предпочтений в отношении мебели и размеров одежды в шкафах. (7). (В. Александров "Калининград: город-трофей").

Кафедральный собор - излюбленное место для детских вылазок. В стене собора по всему периметру проходил воздуховод. Взрослый туда не пролазил, а вот ребенок - вполне, и те пацаны, кто рисковее, с фонариками обследовали эти ходы. Рядом с могилой Канта в стене была дыра, через которую я попадал на каменную винтовую лестницу, и выше, на стену собора. По стене шириной в полметра можно было ходить, наблюдая с верхней точки полгорода… Местные пацаны многажды облазили подвалы собора и рассказывали о подземном лазе, ведущем под рекой к бывшему замку. «Ползешь, бывало, по ходу, а там череп лежит. «Привет, Иммануил!» - говоришь ему, и ползешь дальше». Подвалы эти впоследствии завалили. (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен».
24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

«Здешняя кафедральная церковь огромна. С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маркграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Наемный лакей, провожавший меня, уверял, что из кафедральной церкви есть подземной ход в старую церковь, до которой будет около двух миль, и показывал мне маленькую дверь с лестницею, которая ведет под землю. Правда ли это или нет, не знаю; но знаю то, что в средние веки на всякий случай прокапывали такие ходы, чтобы сохранять богатство и жизнь от руки сильного». (Н. Карамзин «Письма русского путешественника»). (А. Попадин «Город нашего детства. Саги послевоенных времен». 24.10.2001 г. http://www.koenig.ru/time/2/).

«Кёнигсбергские подземелья» - это миф, с которым калининградцы ещё не готовы расстаться… (http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=16834. Д. Якшина. 26.02.2009 |НК №128|).

В Кенигсберге (нынче Калининград) центральный островок Кнайпхоф на реке Приголя соединялся с другими районами семью мостами. О мистике Кнайпхофа я писала в посте . Расположение семи мостов, согласно легендам, тоже было выбрано не случайно, а число семь давно считалось мистическим.
Кстати, традиция - бросить с моста монетку, чтобы вернуться, появилась в Кенигсберге с давних времен.
Оказавшись в старинном городе, я прогулялась по его мостам.

Императорский мост в начале 20 века

Невозможно обойти все мосты, пройдя по каждому только один раз. Среди горожан была нерешимой задача - как пройти по всем мостам Кнайпхофа, не пройдя по какому-либо из них дважды.
Задачу решил император Вильгельм. Однажды на балу зашел разговор о неразрешимой загадке мостов. Император сказал, что легко решит эту задачу и велел принести ему перо и бумагу. Вильгельм написал приказ - построить восьмой мост, который был назван Императорским.


Карта мостов, соединяющих островок Кнайпхоф с берегами. Семь мостов - мистическое число.
Кнайпхоф снискал славу "острова магов", говорили, что мосты в туманные сумерки могут увести в иные миры. Остров расположен на перекрестке этих миров. Недаром им заинтересовались колдуны Гитлера.

До наших времен из семи мостов уцелело только три. Призраки горожан прошедших эпох появляются здесь и в наши дни, проходят важно, торопясь по своим делам. Может, спешат из одного "параллельного мира" в другой через остров?

У каждого моста своя история и легенды.

Лавочный мост

Самый старый мост Кенигсберга, построенный в конце 13 века. Тогда он соединял два поселения - Кнайпхоф на острове и Альтштадт (Королевский замок) на берегу. Первоначально назывался - мостом святого Георга. Поселения тогда не были единым городом и даже враждовали между собой. Мост стал нейтральной территорией, где велась торговля. Вдоль моста стояли палатки торговцев, так мост в народе прозвали Лавочным. Здесь также продавали крепкий алкогольный напиток «Прегельская вонь».

Мост за столетия обветшал, был разобран и перестроен в 1900 году в разводной мост. В войну сильно пострадал и был восстановлен советскими реставраторами. К сожалению, в семидесятые как "партия приказала" мост был снесен, а на его месте прошла эстакада.

Зеленый мост

Построен в начале 14 века. Поначалу мост был деревянным и назывался "Мостом длинной улицы", которая проходила от замка до госпиталя Святого Георга. Деревянный мост часто горел и строился заново. В 16 веке мост, построенный заново после пожара, выкрасили в зеленый цвет, так он стал "Зеленым мостом". На этом мосту встречались знатные купцы города для переговоров. Мост был "почтовым", сюда гонцы привозили письма. Уважаемые горожане приходили за важной почтой лично и заодно встречались с компаньонами.
В 17 веке рядом с мостом была построена биржа, нынешнее здание которой - перестройка конца 19 века.

Мост был модернизирован в начале 20 века. Пережил войну, был отреставрирован. К сожалению, его постигла участь Лавочного моста, он был разрушен "по приказу партии" для строительства эстакады, которая проходит прямо на месте этих двух мостов.


Зеленый мост в начале 20 века


Здание биржи и Зеленый мост в начале 20 века


Эстакада, которая проходит на месте Лавочного и Зеленого моста


Вид с части эстакады (бывшего зеленого моста) на биржу

Потроховый (Рабочий) мост

Построен во второй половине 14 века, рядом (в 50 метрах) с зеленым мостом. Мост использовался для переправки грузов. В 17 веке на пасху 1621 года в Кенигсберге случилось страшное наводнение, затопившее остров Кнайпхоф. По воспоминаниям современников "корабли выбрасывало на городские валы, крысы плавали на всплывших гробах, а в соборе вода стояла по колено" . При наводнении мост был разрушен, спешно восстановлен. Перестроен капитально в конце 19 века. Войну мост не пережил.


Раньше в 50 метрах здесь был Рабочий мост

Кёнигсбергский кафедральный собор, когда-то рядом был мост

Кузнечный мост

Построен во второй половине 14 века, тоже поначалу был деревянным. Название свое получил благодаря кузницам, располагавшимся рядом. Был перестроен в конце 19 века с разводным механизмом. Рядом располагалась башенка, в которой находился "пункт управления" мостом.
Мост разрушен во время войны.

Деревянный мост

Построен в начале 15 века. На мосту находилась памятная доска с цитатами из "Прусской хроники". Перестроен в начале 20го, сохранился до наших дней. Сохранились даже столбики моста.


Мост дожил до наших дней

Высокий мост

Построен в начале 16 века. С ним связана легенда о самом "правдивом" бароне Мюнхгаузене и его потерянном сапоге. Однажды, перебрав местного знатного пива, барон забрел в район Высокого моста. Найти свой дом он не смог, поэтому остановился на ночь в ближайшей гостинице. Комнатка оказалась так мала, что барон, когда лег, не смог поместиться во весь рост. Он вытянул ноги в открытое окно. Не сняв сапоги, барон заснул. Утром Мюнхгаузен обнаружил, что один его сапог упал в воду реки.


Знаменитый находчивый барон Мюнхгаузен стал легендой Кенигсберга

В начале 19 века мост был перестроен.


Высокий мост в наши дни уже не так красив, но сохранился


А в этой башенке механизм для разводки моста

Медовый мост

Построен во второй половине 16 века.
С названием моста связано несколько легенд. По одной версии мост построил "медовый магнат" той эпохи, чтобы соединить Кнайпхоф с его медовой лавкой на берегу Ломзе. Для этого он даже дал взятку мэру Кнайпхофа бочками меда. По другой версии, магнат выкупил целый мост за мед. Есть версия, что со строителями моста расплачивались медом. Жители соседнего района - Альтштадт, которые недолюбливали Кнайпхоф, прозвали его жителей - медовыми лизунами.

С мостом связаны романтические легенды: «Если свою любимую девушку три раза перенести на руках через Медовый мост, три раза покружить ее на каждом берегу и закончить цикл на берегу Кнайпхофа, так и не опустив ее с рук, то она будет любить Вас вечно»


Медовый мост в наши дни

Императорский мост

Этот мост был построен в 1905 году по приказу императора Вильгельма, который таким способом решил загадку "семи мостов". Мост был разрушен во время войны. В 2005 года на его опорах построили новый мост в честь юбилея города, который получил название Юбилейный.


Так мост выглядел в начале 20 века


Новый юбилейный мост


Вид на Юбилейный мост

В один из тёплых вечеров августа 1808 года на пыльной дороге, ведущей в прусский городок Рёссель (ныне Решель, неподалёку от Бартошице, Польша) появилась босая женщина со спутанными, распущенными волосами. Мерно раскачиваясь и что-то бормоча по-польски, крестьянка проследовала на центральную площадь и уселась прямо на булыжную мостовую напротив ратуши.
- Горе вам, нечестивые немцы, - потрясала кулаками странная особа. - Я сожгла ваш город один раз, сожгу и второй!
Женщину немедленно обступила толпа зевак. У всех горожан ещё были свежи воспоминания о страшном пожаре 1806 года, который уничтожил все дома в Рёсселе.
- Да это же ведьма! - неожиданно взвизгнула какая-то старуха. - Бейте её!
От самосуда несчастную спасло лишь появление жандарма. Страж порядка решительно отогнал толпу и сопроводил возмутительницу спокойствия в ближайшую каталажку. От греха подальше. Жандарм попытался допросить женщину, но толку от этого было мало. Удалось лишь узнать, что перед ним крестьянка с одного из близлежащих хуторов Барбара Здунк, полька по происхождению, незамужняя, 1769 года рождения.
Тем временем под окнами вновь стала собираться агрессивная толпа.
- На костёр колдунью! - орала толпа. - Сжечь польскую стерву!
- Какая чушь, - поморщился прибывший на место происшествия начальник полиции. - Что за средневековые нравы!
Но тут в дверь ударил булыжник. Дело принимало нешуточный оборот. Начальник вышел на крыльцо и пальнул для острастки из пистолета в воздух. Народ замер. Но расходясь по домам, люди заговорщицки перешёптывались. Это не сулило ничего хорошего.
Ночью начальник полиции поспешил избавиться от опасной арестантки - отправил её с конвоем в Кёнигсберг. Пусть тамошние умники в этом тёмном деле разбираются.
В Кёнигсберге арестантку приняли и приступили к основательному разбирательству. Тут сразу поняли, что всё не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Конечно, в колдовство никто из юристов не поверил. Как и в поджог целого города одной психически нездоровой женщиной. Но настроением народных масс, придерживающихся противоположного мнения, пренебрегать было нельзя. Времена были слишком тревожные.
После заключения в 1807 году позорного Тильзитского мира с Наполеоном, Пруссия лишилась огромных территорий. Некогда разделённая между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией Польша вновь обрела своё государство - герцогство Варшавское. Хотя оно и было зависимо от Франции, но всё же поляки были довольны - поэтому их солдаты воевали на стороне Наполеона. Однако наряду с французами паны стали врагами пруссаков, ненависть к которым сплачивала нацию. А тут Барбара Здунк - полька. Можно сказать, дело приобрело политический оборот.
Да и с самим колдовством проблем хватало. Хотя мрачные времена Средневековья давно прошли, менталитет простых крестьян остался прежним - они ещё помнили судилища над ведьмами. Не далее, как 26 лет назад, в 1782 году в столице одного из кантонов просвещённой Швейцарии, городе Гларусе, от рук палача лишилась жизни очередная ведьма по имени Анна Гельди. Тогда считали - последняя в Европе.


Анна Гельди была служанкой в доме вполне образованного человека - судьи. Недоброжелатели обвинили женщину в том, что она с помощью “сверхъестественной и непостижимой колдовской силы” наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина. Результат - смертная казнь через отрубание головы. Судьи пошли, так сказать, “навстречу пожеланиям широких слоёв трудящихся”...
В Пруссии простой люд тоже был склонен верить в существование всякой чертовщины. На ведьм давно научились сваливать все невзгоды. Так что плебс требовал привычных зрелищ и крови. Нельзя было разочаровывать народ и сеять в нём сомнения в способности власти вершить “истинное” правосудие.
В общем, задача перед кёнигсбергскими судьями стояла дьявольски сложная: и закон соблюсти, и чернь ублажить.
На допросах Барбара отвечала невпопад, глупо хихикала и лишь изредка выкрикивала: “Я сожгла Рёссель, сожгу и Кёнигсберг!” Так что признание в преступлении было налицо. Сложнее было с показаниями свидетелей - никто не видел польку во время пожара. Все говорили о другом.
- После того, как эта ведьма прошла мимо моего двора, - утверждал пожилой крестьянин, - моя лошадь захворала!
- А меня она сглазила, - вторила старуха. - Три дня после этого ничего есть не могла - тошнило.
И всё в том же духе - ни слова о поджоге. Судьи были в замешательстве.
- Господи, какое невежество! - возмущался молодой помощник судьи, глядя на свидетелей. - Будь их воля, так они бы ещё и пытки применили!
- Не волнуйтесь, - усмехался в усы старый судья Краузе. - Специалисты пыточного дела давно перевелись. Раньше обучение настоящего палача длилось несколько лет. Поначалу заплечных дел мастер постигал эту науку, терзая бродячих животных. Как говорится, тренировался на кошках. Затем он становился помощником палача и выполнял “черновую работу” - натирал жертве голову спиртом и поджигал волосы, сдавливал тисками пальцы рук и ног, порол до крови сыромятным кнутом. И лишь получив необходимый опыт, помощник становился настоящим палачом, который мог выбить признание у самой стойкой колдуньи.
- Какое счастье, что таких специалистов больше нет! - поёжился помощник судьи. - Но что же нам всё-таки делать?
- Я думаю, необходимо выждать, - мудро рассудил судья. - Возможно, страсти скоро улягутся.
Он ошибся. Хотя процесс затянули почти на три года, интерес к нему не убавился. Пора было принимать решение.
В августе 1811 года суд вынес вердикт: признать Барбару Здунк виновной в поджоге жилых домов, особо отметив, что преступница длительное время занималась магией и чародейством, чем нанесла существенный вред добропорядочным гражданам города Рёссель и его окрестностей. Приговор - смертная казнь.
Осуждённую доставили из Кёнигсберга в Рёссель, где за чертой города соорудили эшафот. Полюбоваться на захватывающее зрелище собралась огромная толпа местных жителей. Перед казнью несчастная продолжала улыбаться и корчить рожи - она так и не осознала, что происходит.
Палач накинул на шею жертвы верёвочную петлю и затянул узел. Когда тело перестало биться в конвульсиях, труп привязали к столбу, обложили хворостом и подожгли. Народ одобрительно загудел и принялся подбрасывать в костёр хворост. Пепел ведьмы развеяли по ветру. Акт правосудия состоялся.
Это был 360-й по счёту процесс над ведьмой в Восточной Пруссии. Через эти процессы прошли 511 человек. Но лишь для 164 осуждённых (148 женщин и 16 мужчин) всё закончилось сожжением на костре или отрубанием головы. В отличие от других стран Европы, где в ходе охоты на ведьм погибли сотни тысяч людей, Пруссия выглядела чуть ли не островком гуманизма. К женщинам здесь относились прагматично - они требовались для того, чтобы рожать будущих солдат.
Барбара Здунк стала последней казнённой ведьмой не только в Восточной Пруссии, но и во всей Европе. Наступало новое время, и обвинения в колдовстве вышли из моды. На их место пришли другие: “вредительство”, “шпионаж”, “измена родине”, “терроризм” и тому подобное. Но это уже совсем другая история.

Кстати, по некоторым сведениям последняя ведьма была казнена на месте Детской больнице на улице Дмитрия Донского, что за Центральным парком культуры и отдыха (бывший Парк Калинина).


В Калининграде и его окрестностях немало мест, окруженных мистикой и легендами. Порой там наблюдаются загадочные феномены, по большей части связанные с далеким прошлым.

Коса покойницы

За кирхой королевы Луизы (ныне Парк имени Калинина) лежит офицерское кладбище. В 60-е годы прошлого столетия там орудовали гробокопатели, забиравшие из могил ценные вещи. Как-то они вскрыли одну могилу и увидели скелет молодой девушки с на удивление хорошо сохранившейся толстой рыжей косой. Осквернители отрезали косу, вымыли ее, вычистили и продали актрисе одного из гастролировавших в городе театров. Актриса сделала из косы парик, и вскоре ей поставили диагноз – рак мозга. Интересно, что когда она снимала парик, то у нее начинались страшные головные боли. А когда она была в нем, то голова не болела… Позднее эта актриса так и умерла от опухоли мозга, а коса в момент смерти лежала рядом на простыне.


Проклятие старой кирхи

В поселке Заповедное Славского района есть разрушенное здание лютеранской кирхи постройки XIX века. Местные жители утверждают, что всех, кто пытается потревожить , преследуют несчастья.

Когда поселок еще носил немецкое название Зекенбург, церковь использовали в качестве зернохранилища. Однажды директор школы отдал распоряжение разровнять кладбище, которое находилось на территории кирхи. Однако вскоре после этого он вдруг ушел в запой и скончался. Поговаривали, что неспроста.

Несколько лет назад территорию приобрело какое-то ООО. Вскоре появились объявления, что здание кирхи продается на кирпич. После скандального репортажа в газете объявился новый владелец, который пообещал отреставрировать здания под гостиничный комплекс. Но через некоторое время его нашли повешенным на одном из складов, расположенных рядом с кирхой.

Другой член команды «новых хозяев» был найден мертвым в кирпичной будке проходной во время работ по сносу торговой площади поселка. Причина смерти так и не выяснилась.

Одному трактористу поручили вырыть котлован возле противоположной от входа стены кирхи. Говорят, во время работ к экскаватору вдруг подошла какая-то женщина, одетая в черное, и поинтересовалась, зачем он копает яму на месте кладбища. А потом якобы пригрозила, что эта яма может стать его собственной могилой.

Тракторист, конечно, не обратил на ее слова внимания. Отработав смену, он сел за руль трактора и отправился к себе домой в поселок Большие Бережки. По пути у совсем еще молодого мужчины остановилось сердце.

А прораб, руководивший работами, заживо сгорел в своем по дороге в Славск. До этого его рабочие успели разобрать здание конторы рядом с кирхой. А вот что они делали в самой кирхе, никто не понял. Ходили слухи, что внутри здания находится клад.

Камень лжи


На окраине города Пионерского, на берегу Чистой реки, лежит расколотый на две части гигантский валун. Существует поверье о том, что солгавший человек не сможет пройти через расщелину в камне.

Согласно древнему прусскому сказанию, когда-то на берегу Балтийского моря жили двое влюбленных. У камня они поклялись друг другу в вечной верности, попросив наказания для того, кто изменит клятве. Обстоятельства сложились так, что влюбленным пришлось надолго разлучиться. Когда они вновь встретились у камня, в девушку ударила молния и убила ее – ее любовь не выдержала испытания. А валун с тех пор остался рассеченным на две половины.


Танцующий лес


Этот на Куршской косе также называют «пьяным». Деревья здесь не стоят прямо, стволы у них как бы скручены в кольцо. Объясняют это по-разному – кто воздействием НЛО, кто – опытами нацистов, якобы заражавших здешнюю почву какой-то химией, а кто более прозаическими причинами – сильными ветрами, наличием грунтовых вод и, наконец, гусеницами, поедающими боковые почки, что нарушает рост дерева и приводит к деформации.

А есть еще красивое предание языческих времен. Мол, когда-то здесь находилась священная роща, которую охраняли воины-пруссы. Они не допускали сюда иноверцев, исключение сделали лишь для юной девушки-христианки Прединии, обучавшей местных девочек игре на арфе.

Однажды Прединию увидел самбийский князь Бартий и так был поражен ее красотой и прекрасной игрой на музыкальном инструменте, что тут же сделал красавице предложение руки и сердца. Но она ответила, что выйдет замуж только за христианина. Тогда Бартий заявил, что примет ее веру, если она докажет, что ее Бог сильнее этих крепких деревьев, которые их окружают.

Прединия взяла свою арфу и принялась играть. И вдруг деревья начали танцевать под ее музыку, как будто были живыми существами! Когда же она закончила, они так и застыли в «танцующих» позах. Князь был настолько поражен этим, что подарил девушке драгоценный браслет и согласился принять христианство. Впоследствии вокруг Танцующего леса возникло поселение, которое назвали в честь княгини – Предин.

Кстати, есть поверье, что если пролезть сквозь древесное «кольцо», загадав желание, то оно непременно сбудется!

С Кёнигсбергским замком связано немало загадок и тайн, легенд и сказаний, а также вполне себе научных предположений и споров

Фото: Википедия

Изменить размер текста: A A

В минувшие выходные Калининград в очередной раз отпраздновал День города. Возраст у города серьезный - 761 год. А начиналось все с небольшой деревянной крепости на высоком берегу реки Прегель, куда в 1255 году пришел богемский король Оттокар со товарищи. Позднее эта крепость превратилась в замок Кёнигсберг, который сегодня чаще называют Королевским. В честь дня рождения древнего города мы собрали несколько легенд и былей самого старого здания, построенного на его территории.

Кочующая крепость

Начать с того, что само основание укрепления, вокруг которого потом вырос город Кенигсберг , до сих пор вызывает много вопросов. Точно известно, что своим возникновением замок обязан королю Богемии Оттокару II Пшемыслу, который в декабре 1254 года возглавил очередной крестовый поход в Пруссию , в помощь Немецкому (Тевтонскрму) ордену, изнемогавшему в тяжелой борьбе с язычниками.

Сосредоточив свои силы на Бальге, утром 9 января 1255 года Оттокар выдвинулся через залив к Меденау (современный поселок Логвино в Зеленоградском районе). «…Король вошел в Самбию с войском своим близ волости, называемой Меденов, и спалив все, что могло быть взято огнем, и взяв в плен и убив многих людей, там же и заночевал, - пишет орденский хронист Петр из Дусбурга. - На другой день он пришел в волость Рудов (поселок Рудау – ныне Мельниково – Ред.) и мощным ударом взял замок. И такое было содеяно там избиение народа самбийского, что нобили предложили королю заложников, прося, чтобы он…не уничтожил весь народ».

Дальше кровавый путь Оттокара лежал через Вальдау (Низовье Гурьевского района), Каймен (Заречье) и Тапиау (Гвардейск ). «…Чтобы он не учинил им (пруссам) такое же побоище, как и другим, каждый из них (прусских вождей) отдал сыновей своих в заложники, обязуясь под страхом смертной казни смиренно повиноваться требованиям веры и братьев, - продолжает Петр из Дусбурга. - Когда все это было должным образом совершено, король… пройдя до горы, где ныне стоит замок Кенигсберг, задумал там с братьями воздвигнуть замок для защиты веры и оставил им чудесные королевские дары в помощь сооружения его».

После этого, сочтя свою миссию пилигрима выполненной, король отбыл домой. То есть, вполне может статься, что на самой горе на берегу Преголи Оттокар вообще не бывал, лишь издали оценив выгоды места и посоветовав построить здесь замок. Следуя этому совету, по словам Петра из Дусбурга, «магистр и братья успешно приготовили все необходимое для строительства и, взяв с собой верных себе пруссов, с большим войском пошли в год от Рождества Христова 1255-й и в том месте, которое ныне называется старым замком, построили замок Кенигсберг». По словам хрониста, высокий холм пруссы именовали Тувангесте от названия покрывавшего его леса (возможно, священной рощи). Ни о какой прусской крепости Петр не упоминает ни словом. Мощное деревянно-земляное укрепление возвели уже тевтонцы, оставив там комтуром Бурхарда фон Хорнхаузена «со многими братьями и оруженосцами». Плюс к тому, изначально замок располагался не там, где сегодня зияют орденские подземелья. Лишь впоследствии он «был перенесен на то место, где стоит ныне, на той горе, и обнесен двумя стенами с девятью каменными башнями».

Прусская волчица

С возведением еще самого первого замка Кенигсберг связана мистическая история о старой волчице, которая ежевечерне появлялась у места строительства и наблюдала за людьми, держась за расстоянием арбалетного выстрела. Орденские братья под волчьим взглядом чувствовали себя настолько неуютно, что решили, будто зверем обернулся один из прусских колдунов-волколаков. Волчицу прозвали Геррой. Говорили, что ее логово было недалеко на восток от замка, и в ту сторону тевтонцы даже смотреть лишний раз не решались.

Зима 1256 года выдалась лютой. В окрестностях Кенигсберга свирепствовали волчьи стаи, добычей которых нередко становились и люди. И вот однажды волки подошли к самым стенам укрепления. Подманив зверей поближе кусками мяса, которые бросали через бойницы, тевтонцы из арбалетов перестреляли «детей Герры». Наступившей ночью вдруг раздался оглушительный вой, и окружившие замок полчища огромных волков стали бросаться на ворота, царапая их когтями. Всю орденскую братию охватил ужас.

«А с первым лучом солнца во дворе замка увидели Герру, - гласит легенда. – И не смог никто ни поднять арбалета, ни обнажить меча. Открыли ворота, дав старой волчице уйти. Но долго после этого на берегу реки находили убитых братьев-рыцарей: одних - с выеденными лицами, других – со страшными ранами, а многих и вовсе разорванных на куски. Саму же Герру больше никто не видел, только ее следы в окрестностях замка, которые повергали в ужас даже храбрейших воинов».

Петля для бунтаря

В отличие от сказания о Герре, т. н. Второе прусское восстание – исторический факт. Продолжалось оно целых 12 лет, а началось после того как 13 июля 1260 года рыцари потерпели жестокое поражение при Дурбане . Тогда пали сразу полторы сотни орденских братьев во главе с магистром Ливонского ордена Бурхардом фон Горнгаузеном и маршалом Генрихом Ботелем. Вот что пишет об этом Петр из Дусбурга:

«…Пруссы, видя, что братья понесли потери в этой битве в братьях, оруженосцах, конях, оружии и прочем необходимом для сражения, громоздя зло на зло и беду не беду, снова отступились от веры и христиан и скатились к прежним заблуждениям, и самбы одного человека по имени Гланде, наттанги – Генриха Монте , вармийцы – Глаппо (или Глаппе – Ред.), погезаны – Ауттума, барты – Дивана выбрали предводителями и вождями своего войска».

Самым известным из этой плеяды можно считать Генриха Монте. Этот прусс получил свое воспитание вместе с христианским именем в Магдебурге . И был хорошо знаком в том числе и с воинским искусством рыцарей. Не менее талантливыми военачальниками были его сподвижники. Известно, что Диван погиб при осаде крепости Шензее . Генриха Монте удалось застать врасплох на одной из стоянок с малым числом воинов. «Гнусного изменника», доставившего столько хлопот, разъяренные немцы сначала повесили, а после еще и проткнули мечом. Глаппе же предал один из приближенных по имени Стейнов. Он посоветовал осадить один из замков в Самбии, а сам тем временем сообщил комтуру Кенигсберга о местонахождении вождя. Внезапно напав на осаждавших приморский замок пруссов, тевтонцы всех перебили. «Но Глаппо он (комтур) повел с собой в Кенигсберг и на горе, которая по имени его по сей день называется горой Глаппо, повесил», - информирует хронист.

С точностью до метра определить сегодня, где стояла та виселица, конечно же, невозможно. Известно лишь, что местом казни выбрали пологий холм напротив замка: историки полагают, что в современных ориентирах это где-то в районе Дома связи - улиц Коперника и Житомирской.

Страшнее кошки ведьмы нет

Рядом с Кенигсбергским замком некогда протекал Кошачий ручей – считается, что на месте современной улицы Зарайской. Эта водная артерия также фигурирует в нескольких старинных преданиях.

Одна из легенд рассказывает о двух ведьмах, которые, как это заведено у данной категории представительниц колдовского цеха, любили оборачиваться кошками. Приняв животный вид, изобретательные подруги забирались в пивоваренный котел и словно в лодке катались в нем не только по ручью, но даже выходили и в реку. Весело проведя ночь, кошки с наступлением дня вновь становились женщинами.

Подвела ведьм присущая им неумеренность в сексуальных отношениях. Регулярные сплавы в пивном котле и прочие развлечения почти не оставляли времени и сил на ведение домашнего хозяйства. И подруги наняли себе в услужение мальчика. Судя по всему, юнец был не только работящим, но еще и недурен собой, а может, сказалась вышеупомянутая гиперсексуальность чародеек. Как бы то ни было, вскоре они потребовали от паренька еще и интимных услуг.

Юный любовник и в постели старался, как мог. Опять-таки, можно предположить, что первое время ему это даже нравилось. Но потом постоянные домогательства работодательниц мальчугану надоели, и он придумал способ, как избавиться от злодейских баб. Подкараулив, когда они в очередной раз превратились в кошек, слуга закрыл обеих в пресловутом котле, который поставил на огонь, сварив ведьм живьем.

Мораль: педофилия даже в средние века никого до добра в итоге не доводила.

В другом сказании говорится о прекрасной девушке, которую заподозрили в колдовстве. Проверялось такое обвинение просто: предполагаемую ведьму помещали в мешок и бросали в воду. Если не тонула – значит, стала жертвой навета, но такого, кажется, никогда не было. Погибла и наша героиня, которую утопили в Кошачьем ручье. А потом вернулась с того света облаченной в доспехи, да еще и сжимая в каждой руке по мечу! Это привидение было известно в Кенигсберге под именем Железной Девы.

Самый кровавый суд в мире

Редкий рассказ о Кенигсбергском замке обходится без упоминания ресторанчика «Блютгерихт» - в переводе с немецкого «Кровавый суд», располагавшегося в одном из подвалов орденской твердыни. До XVII века там была тюрьма с многочисленными пыточными камерами, которой возникшее в 1827 году питейное заведение и обязано своим названием. В память об узилище в ресторане была обустроена «Камера мучеников», куда вел Мученический ход с намалеванными злорадно ухмыляющимися физиономиями на стенах.


Ресторан "Блютгерихт" на старинной открытке.Фото: Википедия

И тут не обойтись без душистой легенды. Говорят, один кенигсбержец, приговоренный к смерти за увлечение черной магией, по дороге на плаху уговорил палача и конвой зайти в «Блютгерихт» и выпить по стаканчику доброго вина «№7». Отказать смертнику в последней просьбе было немыслимо. В итоге вся компания напилась в стельку, за исключением приговоренного, который то ли хитрил, то ли испытывал такой страх, что хмель его не брал. Заплечных дел мастер и конвоиры уснули кто за столом, кто под ним, а осужденный чернокнижник благополучно дал деру.

Кто знает, насколько достоверна вся эта история. Но точно известно, что популярный ресторан охотно посещал, например, знаменитый писатель Эрнст Амадей Теодор Гофман . И даже прямо в винном подвале написал одно из своих стихотворений, которое так и называется – «Блютгерихт».

Как отыскать то, что сгорело

Если переходить от сказок к были, то необходимо упомянуть, что Кенигсбергский замок в ряду прочих объектов указывается как возможное место хранения Янтарной комнаты. Ее поиски стали одним из фетишей второй половины XX века и не прекращаются до сих пор. Практически доказано: по крайней мере, какое-то время разобранный на части и упакованный в ящики знаменитый «янтарный кабинет» действительно был складирован в северном крыле замка вместе с другими произведениями искусства. Вероятнее всего, там же и погиб в пожаре после ковровых бомбардировок города английской авиацией в августе 1944-го.

Сотрудник бригады Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совмине РСФСР , которая после взятия Кенигсберга советскими войсками работала на территории замка, Александр Брюсов в своем дневнике упоминает о найденных медных подвесках и обгорелой резной лепки от дверей Янтарной комнаты, а также железных пластинах с винтами, которыми части кабинета были прикреплены к стенкам ящиков. Тем не менее, факт уничтожения сокровища на радость, прежде всего, авантюристам-кладоискателям, писателям-беллетристам и журналистам окончательно доказать так и не удалось. Поэтому периодически продолжают появляться сенсационные сообщения об очередном возможном тайнике с Янтарной комнатой внутри. И Кенигсбергский замок в этом отношении окончательно со счетов сбрасывать пока не торопятся.

Реликвия из Палестины

Однако, как выясняется, не Янтарной комнатой единой жив современный исследователь истории. Калининградский архивист Анатолий Бахтин не так давно выдвинул предположение, что в подземельях Кенигсбергского замка хранилось (и чем черт не шутит, может продолжает храниться) кое-что похлеще кабинета из «солнечного камня». Речь идет, ни много ни мало, о таком легендарном артефакте, как Ковчег Завета!

Древняя иудейская святыня, со временем ставшая и одной из христианских реликвий, бесследно исчезла в незапамятные времена. Точнее, как предполагают, была спрятана в недрах Храмовой горы в Иерусалиме перед тем, как в 70 году нашей эры римские войска штурмом овладели храмом Соломона. Так вот, Бахтин полагает, что через тысячу с лишним лет Ковчег таки удалось отыскать рыцарям-тамплиерам. Ввиду угрожающего наступления сарацин из Палестины его переправили в Париж , где располагалась штаб-квартира ордена. А когда сами тамплиеры, преследуемые французским королем Филиппом Красивым, оказались на грани истребления, орденская казна, архивы и реликвии отправили в тогдашний «медвежий угол» Европы – Восточную Пруссию, к покорению которой Немецкий орден, наследник и правопреемник тамплиеров, еще только–только приступил.

В своей книге «Прусский след Ковчега Завета» Бахтин пишет, что Ковчег сначала хранился в замке Мариенбург – тогдашней столице орденского государства. Но после поражения тевтонцев в битве под Грюнвальдом был переправлен в замок Бальга, а в дальнейшем, вполне возможно, в Кенигсберг.

И хотя, как и Янтарную комнату, Ковчег Завета найти никому пока не удалось, его вполне можно считать одной из многочисленных тайн Кенигсбергского замка.

Понравилась статья? Поделитесь ей