Контакты

Схема савеловского направления жд. История вокзалов и станций

    Рязанское направление Московской железной дороги железнодорожная линия, идущая на юго восток от Москвы. Проходит по Москве (Центральный, Восточный, Юго Восточный округа), Московской и Рязанской областям. Соединяет транспортным сообщением… … Википедия

    - (также Белорусское, Можайское) железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход к Смоленску и далее до границы с Белоруссией (до станции Красное). Длина главного хода 490 км. По Смоленскому направлению следуют пригородные… … Википедия

    Рижское направление Московской железной дороги железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра, и Волоколамск до станции Шаховская. Длина… … Википедия

    П·о· … Википедия

    Павелецкий вокзал начальный пункт главного хода Павелецкого направления МЖД (декабрь 2011) … Википедия

    Железная дорога у Казанского вокзала … Википедия

    Горьковское направление Московской железной дороги железнодорожные линии на восток от Москвы. Главный ход к Владимиру, длина 190 км[источник не указан 934 дня]. По Горьковскому направлению следуют пригородные… … Википедия

    Курское направление Московской железной дороги железнодорожная линия к югу от Москвы. Проходит по городу Москве (Центральный, Юго Восточный, Южный округа, Бутово), Московской, Тульской, Орловской и Курской областям. Главный ход к Курску… … Википедия

    Здание Киевского вокзала Киевское направление Московской железной дороги железнодорожные линии на юго запад от Москвы. Главный ход от Киевского вокзала к Брянску, длина … Википедия

    Савёловское направление Московской железной дороги железнодорожная линия на север от Москвы. Главный ход до станции Савёлово (город Кимры) имеет длину 128 км. Единственное действующее ответвление до станции Дубна, его длина 51 км. Линия в… … Википедия

Проект краеведа Алексея Молчанова (Кимры)

Для начала - немного истории самой железной дороги:

Железнодорожная линия от Москвы на Савёлово начала строиться в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената. Линия открыта в декабре 1900 года на участке Бескудниково - Савёлово и первоначально связывалась с Московско-Ярославской железной дорогой через Бескудниковскую ветку. Участок Москва - Бескудниково появился в марте 1902 года (задержка связана с выбором места строительства вокзала). Ветка Вербилки - Большая Волга открыта в начале 1930-х, разобрана во время войны, восстановлена в 1950-х и продлена до Дубны в 1969 году.

Что ж, мы приходим на Свёловский вокзал, садимся в поезд до самой конечной станции и отправляемся в путь. Нас ждут 32 остановки. Звучит фраза: - «СЛЕДУЮЩАЯ ОСТАНОВКА «ТИМИРЯЗЕВСКАЯ», ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ» Кстати, эта фраза, «осторожно двери закрываются…» появилась не так давно, и переняли её железнодорожники у работников метрополитена в 70-е годы. Первоначально машинисты вытягивали руку вверх и говорили фразу: - «ГОТОВ, ПОЕЗД ОТПРАВЛЯЕТСЯ…» И так, поехали!

Остановочный пункт «Тимирязевская»

Носит она своё название, как и одноимённая станция метро, от района Москвы, здесь расположенного. Нынешний район «Тимирязевский» на севере Москвы - это, прежде всего, Аграрный университет им. К. А. Тимирязева. Вся история района уже полтора века связана с этим учебным заведением. Свое нынешнее название этот университет получил в 1923 году от известного физиолога, естествоиспытателя и основоположника русского и британского научных школ физиологов растений Климента Аркадьевича Тимязева. Фамилия Тимирязев восходит к восточному мужскому имени Тимир-Газа, точнее к его просторечной форме Тимирязь. Тимир-Газа образовано из татарского слова timir, что в переводе на русский язык означает «железо, железный» и арабского gazi - «воин, воитель». Таким образом, это имя дословно переводится как «железный воин».

Остановочный пункт «Окружная»

Здесь всё намного проще; потому что она находится рядом с пересечением с Московской Окружной Железной Дорогой. А дальше смешно получилось: через много лет Московская Окружная Железная Дорога (нынешнее МЦК) стала пассажирской, и платформу на ней назвали уже по рядом расположенной платформе.

Остановочный пункт «Дегунино»

Платформа получила своё название по деревне Дегунино, располагавшейся неподалёку. Что касается самого топонима «Дегунино», то здесь однозначного мнения нет, хотя многие учёные объясняют происхождение названия от слова «дегун» (в языках балтийских народов обозначало «выжженная земля»). Возможно, так назывался чёрный культурный слой - характерный признак долго существовавшего здесь древнего поселения.

Станция «Бескудниково»

Получила своё название от деревни когда-то здесь располагавшийся. Первоначальное название деревни - Безкунниково - связано со словом "куны", которое в старину означало деньги. В словаре древнерусского языка приводится производное от него слово "безкунный", то есть безденежный. Однако оно могло иметь и другое значение. Дело в том, что в XV-XVI вв. словом "куны" назывались также некоторые виды податей. В то время крестьяне еще не были крепостными. Правительство и частные владельцы, заселяя пустующие земли посторонними людьми, обычно освобождали их на некоторое время от уплаты податей.
В архивных материалах академика С.Б. Веселовского имеется замечание, что деревня Бескунниково могла получить название либо от особого положения ее первых жителей, освобожденных от "черных кун", либо от ее владельцев, принадлежавших к исчезнувшей позже дворянской фамилии Бескунниковых.

Остановочный пункт «Лианозово»

Названа так от деревни, ныне района, на севере столицы, расположенный между Московской кольцевой дорогой (МКАД), Савеловской железной дорогой и двумя другими микрорайонами - Алтуфьевым (на северо-востоке) и Бибиревым (на юго-востоке). Впрочем, иногда Лианозово и Алтуфьево воспринимаются как единое целое и для этого есть веские основания. Дело в том, что последним владельцем Алтуфьева с 1888 по 1917 год был крупный предприниматель Георгий Мартынович Лианозов. На его средства между селом Алтуфьевым и Савеловской железной дорогой был построен дачный поселок, ставший впоследствии частью нынешнего Лианозова. В истории Москвы это довольно редкий случай, когда оказалось увековеченным имя не революционного деятеля или крупного ученого, или известного деятеля культуры, а нефтепромышленника, несомненного противника новой власти в России. Тем не менее, и сейчас, спустя более 100 лет после Октябрьской революции, в Москве есть район Лианозово и одноименная станция Савеловской железной дороги; имя Лианозова носят электромеханический завод, колбасный завод, молочный комбинат, парк культуры и отдыха.

Станция «Марк»

Самая часто пролетающая станция нашего направления! Связано это с тем, что здесь нет крупных жилых массивов бы только большой блошиный рынок, ныне на его месте проходит дорога в микрорайон «Северный». А так станция активно используется товарными поездами.
Была названа она в честь немецкого промышленника Марка Гуго Маврикеевича крупного принимавшего и мецената. Г. М. Марк был совладельцем торгового дома в форме полного товарищества «Вогау и Ко», превратившегося в крупнейший торгово-промышленный комплекс, насчитывающий около 20 предприятий по всей Российской Империи. Г.М. Марк активно вкладывал свои капиталы в строительство Савёловской линии, дабы расширить свой бизнес благодаря населённым пунктам, которые бы связала эта дорога.

Остановочный пункт «Новодачная»

Первая остановка, после того как мы выехали за приделы столицы. Появилась эта станция не так давно. Открыта в 1964-м году, названа по деревне Новодачная, которая ранее находилась на этой территории.
Окрестности Долгих прудов в те годы становятся дачным местом. Около одного из них и возникает остановка Долгопрудная, вокруг которой постепенно начинает разрастаться поселок. Вскоре появляются и так называемые "новые дачи" – несколько ближе к Москве, возле которых и появляется остановочный пункт Новодачная.

Остановочный пункт «Долгопрудная» и город «Долгопрудный»

Это первый крупный город, встречающийся нам за пределами Москвы. Образован в 1931 году, как пристанционный поселок. Статус города получен в 1957 году.
История Долгопрудного начинается с усадьбы Виноградово, включенного ныне в состав Москвы. Усадьба известна с 1623 года, когда при воздвигнутом на освободившийся русский престол Борисе Годунове, принадлежала его заклятому врагу, опальному Гаврииле Григорьевичу Пушкину – предку легендарного поэта. В 1638 году усадьба переходит по наследству внуку Гавриила Григорьевича, - Матвею Степановичу Пушкину, который владел ей полвека, пока не был сослан Петром I за участие своего сына Федора в стрелецком бунте. Федор был повешен, а отец – сослан в Сибирь. На этом и закончилось владение Пушкиными усадьбой Виноградово. С тех далеких пор до наших дней дошли лишь фундамент храма, да Долгие пруды, сооруженные для разведения рыбы и других хозяйственных нужд. Пруды получили такое название за свою большую протяженность и причудливую форму. Именно по Долгим прудам в 1900 году и получила название платформа Долгопрудная Савёловского железнодорожного направления, давшая в последствии имя и новому городу Долгопрудный.

Остановочный пункт «Водники»

Названа в 1945 году по находящемуся неподалёку посёлку Водники. Прежнее название - 19 км. После введения в строй канала, были открыты судоремонтные мастерские, получившие наименование Хлебниковские по находившейся рядом железнодорожной станции. Их возглавил речник А.И.Шемагин. На его плечи сразу же выпала труднейшая задача: в течение короткого времени не только организовать переоборудование бывших пакгаузов под помещение механического и деревообделочного цехов, расширить русло Клязьмы, подготовив, таким образом, место для зимовки судов, начать строительство электростанции, но и создать условия для проживания работников мастерских плавсостава и их семей. Для этого были переделаны казарменные бараки, в которых ранее ютились заключенные - строители канала. Несколько из них приспособили под начальную школу, детские ясли, магазин, открыли фельдшерский пункт, баню. Так начал образовываться рабочий поселок с названием «Второй участок Москва-Волгострой», который в народе называли «посёлком водников», название прижилось, и в 1937 году ему дали новое название - Водники. Для удобства его населения построили железнодорожную платформу, которая с 1945 года именуется «Водники».

Остановочный пункт «Хлебниково»

Названа так по одноимённой деревне, когда-то здесь располагавшийся.
До сих пор не ясно происхождение названия Хлебниково. Возникшие в 1147 древние города Москва и в 1154 году Дмитров были связаны Дмитровским трактом, проходившим через реку Клязьму. Становиться понятно, что уже тогда в двенадцатом веке существовало поселение для перевозок через реку. Дмитровская дорога брала свое начало от Воскресенских ворот Московского кремля. Для Московского княжества Дмитров был самой ближней пристанью. Ну, а если предположить, что первые торговые пути «из Варяг в Греки» проходили по рекам, может и возникли на берегу Клязьмы склады перевозимого зерна «хлеба», что и вошло в корень названия «Хлебниково».

Остановочный пункт «Шереметьевская»

Логично предположить, что остановка получила своё название от аэропорта недалеко здесь расположенного. Но на самом деле всё на оборот. Аэропорт Шереметьево получил название по двум расположенным неподалеку объектам - жилому поселку Шереметьевскому и одноимённой станции Савёловской железной дороги. В этих местах были владения графов Шереметевых.
Сама фамилия Шереметьев восходит к прозвищу, которое имеет тюркские корни. Согласно одной из версий, оно имеет значение «имеющий скорый, легкий шаг», либо «грубый, вспыльчивый, горячий». Возможно, оно пришло из чувашского языка, где есть слово seremet – «бедняга, горемыка, жалкий, достойный сожаления».
Есть также гипотеза, что в переводе с турецкого это имя означает «человек львиной храбрости». Наконец, нельзя исключить, что фамилия Шереметьев образована от тюркского собственного имени Serimbet, которое в буквальном переводе означает «достойный хвалы». Позднее, под влиянием украинского языка, эта фамилия приобрела современную форму: Шеремет.

Станция и город «Лобня»

И так, мы прибываем во второй крупный город на нашем пути! Крупным он стал не так давно. В 1902 году была открыта железнодорожная станция Лобня. Станция была названа по речке Лобненка, вокруг неё начал формироваться пристанционный посёлок, в справочнике 1911 года он назван «дачной местностью Лобня». Есть несколько версий о происхождении названия посёлка, а затем и города. По одной из них в древности здесь было лобное место, куда привозили на казнь разбойный люд, промышлявший на тракте из Москвы на Большую Волгу (нынешнее Рогачевское шоссе). Отсюда и название реки Лобненки, когда-то полноводной, а ныне небольшого ручейка, о которой упоминается в Дозорных книгах Патриаршего Казенного Приказа 1680 года.
Вторая версия более прозаическая. Согласно ей, название города произошло от балтийского loba, lobas долина, русло реки. Статус города Лобня получила в 1961 году, объединив под своей юрисдикцией, несколько сел и деревень. Место же это было обетованным более 6000 лет назад. Первые организованные поселения появились здесь еще в IV тысячелетии до н.э., о чем свидетельствуют археологические находки. Укрепленные городища строили фино-угорцы в первом тысячелетии до н.э. В IХ веке сюда пришли вятичи и кривичи. Первое упоминание об обитателях сохранилось в духовной грамоте князя Ивана Калиты от 1339 года. В ХVI-ХVII века села и деревни включили в Селецкую десятину Московского уезда.
Станция «Депо»
Здесь всё более чем ясно. Получила она своё название от Мотор-вагонного депо Лобня, здесь расположенного. История этого предприятия начинается с 1957 года, когда все работники локомотивов и часть самих локомотивов были переведены в ново построенные ремонтные цеха депо около рабочего посёлка Лобня из депо «Москва Бутырская», а то депо было закрыто и прекратило своё существование. С тех пор депо обслуживает все поезда, савёловского и белорусского направлений. В 2017 году депо Лобня отметило свой юбилей – 60 лет со дня основания. Поздравляем!

Остановочный пункт «Луговая»

«Не забудь… станция Луговая!» - фильм 1966 года рассказывает нам историю, где упоминается название этой станции. Но на самом же деле события этого фильма разворачиваются отнюдь не здесь, а на Восточной Украине. Режиссеры взяли за основу станцию «Лозовая» под Харьковом и просто немного изменили её название.
Но всё равно нашу Луговую по праву можно назвать одной из самых красивых и живописных станций савёловского направления. Платформа находится недалеко от одноимённого посёлка. Название это связано отнюдь не с местностью, где он расположен (хотя природа здесь очень красивая), а с учебным заведением образованном в этом посёлке. В 1913 году по инициативе основоположников отечественного луговодства профессоров В. Вильямса и А. Дмитриева на участке Качалкинской казённой лесной дачи начинается создание учебно-показательного хозяйства при курсах по луговодству и формирование при нём посёлка Качалкино. Организация в Качалкино становится первой в России станцией по изучению кормовых растений и кормовой площади. В 1922 году она преобразовывается в Государственный Луговой институт (ныне ВНИИ кормов имени В. Р. Вильямса). В 1944 году закладывается основная часть дачного посёлка «Луговая» к востоку от платформы, в которой, в частности, строится поселковая школа и клуб. Так основным градоформирующим объектом в этой местности становится не промышленное предприятие, как это часто бывает, а учебное заведение. Посёлок «Качалкино» переименовывается в «Луговая».

Остановочный пункт «Некрасовская»

Расположена недалеко от посёлка Некрасовский. Платформа возникла в 1960 году на шестикилометровом участке между платформой Луговая и станцией Катуар. Ходатайство с просьбой построить платформу написал в Министерство путей сообщения СССР проживавший поблизости в посёлке Некрасовский на даче Герой Советского Союза, лётчик-ас Алексей Маресьев, к которому по этому вопросу обращались местные жители.
Происхождение названия «Некрасовский» окутано мраком. В справочнике «Географические названия Московской области: топонимический словарь» (автор Поспелов Е.М.) написал так: - «Принято считать, что название присвоено в честь русского поэта Н.А. Некрасова [Русск. речь, 1978, 4:123], хотя официального указания на мемориальный характер названия нет».
Сама же фамилии великого русского поэта образована от древнерусского не церковного мужского личного имени Некрас - «некрасивый», «страшный». Имя давали из суеверия - с целью обмануть «нечистую силу». Таковы у многих народов имена со значениями «урод», «хвост» и тому подобные, есть также Негодяев.

Станция «Катуар»

Столь экзотическим названием станция обязана купцу и промышленнику французского происхождения - Льву Ивановичу Катуару. В начале XX века он владел здесь керамическими заводами и пожертвовал свои средства на строительство станции. Катуар принимал активное участие в проектировании и строительстве Савёловской ветки, за что его именем и была названа станция. Возле неё возникло небольшое поселение, которое со временем разрослось и в 1954 году получило статус посёлка городского типа. По советским годам, я думаю, многие из вас ещё помнят дешёвую керамическую плитку с катуаровского завода. Так вот этот самый завод и был создан в дореволюционные годы Львом Ивановичем и первоначально специализировался на производстве кирпича, очень дешёвого и доступного. Возможно, катуаровский кирпич есть и в исторических зданиях Кимр… Потом завод стал больше специализироваться на производстве керамики. Ныне завода нет, а имя его владельца продолжает жить.

Остановочный пункт «Трудовая»

Открыт он был в 1954 году. Новые названия станций и остановочных пунктов, как на самой Савёловской линии, так и на ветке Вербилки – Большая Волга говорят об энтузиазме строителей канала. «Ударными Темпами Соревнований и Техникой Каналстрой ведет в Большую Волгу» – поговаривали тогда. Название платформы Трудовая близ Икши, также в духе того времени, тем более что в районе Икши также есть поселки Канала имени Москвы. Таким образом, название микрорайона Трудовая идёт из героических лет индустриализации, самоотверженного труда сотен тысяч людей по развитию советской страны.

Станция «Икша»

Поселок Икша возник в 1889 г. Название своё он получил от одноимённой станции, а та в свою очередь от речки и Икши (небольшого притока реки Яхромы). Учёные считают, что мерей (финно-угорское племя) и оставило нам это название. Гидроним Икша (вариант Икса) часто встречается на Севере: Икша (л.п Выга), Икша (л.п Ветлуги), Икса и Иксозеро (бассейн Онеги), Икса (п.п Вычегды), Икса (бассейн Пинеги).
Такая употребительность гидронима даёт основание предполагать в нём древний речной термин, который нашёл отражение в современном марийском языке, где икса значит «ручей, небольшая речка». Кроме того, реки Икса/Икша встречаются также в бассейне Оби, ниже Новосибирска, и на Урале, в бассейне Тавды.
Поселок Икша был известен залежами песка и камня в близлежащих карьерах, мельницей на реке Икшанке и своим гвоздильным заводом (открытым в 1908 г.), который производил подковочные гвозди для лошадей и длинные, тонкие драночные - для крыш. Раньше на заводе работали жители из соседних деревень: Игнатова, Базарова, Ортищева, Хорошилова. В 1930-х гг. в связи со строительством канала гвоздильный завод перевели в Москву.

Ну что ж друзья мы проехали с вами уже половину пути и продолжаем нашу историческую поездку по железной дороге савёловского направления. Проедем ещё ряд станций встречающихся нам по пути и познакомимся с историей их названий и создания. Едем мы в подмосковный город Дмитров.

Остановочный пункт «Морозки»

К сожалению вынужден огорчить тебя, мой читатель, в связи с тем что не нашёл ничего про это название. Известно мне только то, что остановка эта была открыта в 1964 году и получила своё название от одноимённого садового товарищества расположенного неподалёку, а то в сою очередь официально было создано решением Госплана РФСФР в 1967 году.
Недавно одна из моих читательниц поделилась своей версией. Она гласит, что местность эта ранее располагалась в низине, еще до строительства канала. На такой местности часто возникали заморозки практически до лета и с начала осени. Со строительством канала заморозков стало меньше. Когда строили канал, то эту низину засыпали и заморозки прекратились. Заморозков не стало, а название осталось.
Если кто-либо из вас знает чуть больше из истории этого товарищества и происхождения его названия, или имеет иную версию - поделитесь, буду рад узнать чуть больше!

Остановочный пункт «Турист»

Одна из самых старых станций нашего направления, которая была открыта в 1901 году. Первоначальное название этой остановки было – станция Влахернская (по Спасо-Влахеренскому женскому монастырю). Позже станция была разжалована в платформу, а от монастырского названия в 1936 году избавились, назвав платформу, по-видимому, чуть ли не первым попавшимся словом. По крайней мере, я не нашёл на карте ничего, что бы можно было проассоциировать с этим названием – разве что горно-лыжную базу, находящуюся неподалёку. Рядом со станцией расположен, посёк Деденево (ударение на второй слог!), что, в свою очередь, происходит от искажённого имени одного из ордынских ханов осадивший Дмитров в 1293 году. Главной достопримечательностью этого посёлка является Спасо-Влахеренский женский монастырь, основанный в 1852 году представительницей старинного дворянского рода Головиной Анной Гавриловной владевший этим селом. Своё название монастырь получил от Влахернской Чудотворной иконы Божьей Матери. Сейчас монастырь понемногу восстанавливается и любой желающий может приехать в него и поклонится святыням.

Станция и город «Яхрома»

«Я хрома!!!» - закричала жена его, оступившись и упав на мосту через реку.
По легенде, князь Юрий Долгорукий переправлялся через реку вместе с женой, которая, переправляясь, оступилась, вывихнула ногу и в испуге закричала: "Я хрома! ", что и послужила якобы причиной появления этого названия.
На самом же деле название реки Яхромы принадлежит языку древнего финно-угорского населения. В нем выделяются структурные элементы "яхр" и "ома". Слово "яхр" на языке мери было географическим термином со значением "озеро". Вторая часть названия встречается в финно-угорских речных названиях нашего севера: Кулома, Кондома. Таким образом, "Яхрома" означает "озерная река". Историко-географические данные подтверждают такое объяснение.
Имя у города древнее, но его история на удивление коротка - она начинается в 1841 году с поселка при Покровской, суконной мануфактуре – которая принадлежала старинному купеческому роду Ляминых. Свой «золотой век» Яхрома пережила в XIX веке, благодаря всё той же суконной фабрике. Самой главной достопримечательностью города является величественный Троицкий собор, построенный в 1895 году известным московским предпринимателем, политическим деятелем и меценатом Иваном Артемьевичем Ляминым.
Собор стал делом всей его жизни, он жертвовал на него львиную долю своего капитала и труды его были вознаграждены и остались в веках.
Ещё одной достопримечательностью города является знаменитый шлюз №3, самый красивый и необычный из 11 шлюзов канала имени Москвы. Башни на воротах шлюза украшены не чем-нибудь, а каравеллами Колумба. Огромные «скульптуры-макеты», сияющие на солнце медным блеском, всего-то в 4-5 раз меньше оригиналов.
Сам же город Яхрома стал таковым только в 1941 году, объединив под собой несколько крупных посёлков.

Станция и город «Дмитров»

Самый крупный и древний город, встречающийся нам по пути в Савёлово. Его славная история очень давняя и интересная. Начинается она с 1154 года, когда город был основан князем Юрием Долгоруким на землях древнего угро-финского племени меря. Назван в честь святого великомученика Димитрия Солунского - небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, родившегося в тот год. "В лето 6662 родился князю Юрию сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реке на Яхроме, и со княгинею и заложи град во имя сына своего и нарече и Дмитров, а сына нарече Всеволодом" - рассказывает нам летопись об основании Дмитрова.
Дмитров возник как город-крепость на границе Ростово-Суздальского княжества. Его назначением было заслонять от недругов пути в Суздальские земли, которые шли по реке Яхроме и по реке Дубне. За свою историю Дмитров неоднократно подвергался разрушению от междоусобных княжеских войн, шесть раз его сжигали татаро-монгольские завоеватели, но каждый раз город возрождался из пепла, восстанавливаясь и продолжая жить.
В 1781 году Дмитров становится центром уезда, который помимо территории современного Дмитровского района включал также Сергиев Посад, и в числе многих русских городов получает свой герб.
В XVIII-XIX веках Дмитров оставался в основном торговым городом. Доля купечества здесь достигала 10-15 %, в то время как в среднем по стране купцов было около 1,3 % от городского населения. К концу XVIII века начинается новое оживление в местной торговле, что сказывается на развитии Дмитрова.
Савёловская железная дорога фактически спасает Дмитров от невыгодного экономического положение, в котором он оказывается в связи со строительством Ярославской железной дороги через Сергиев Посад и Николаевской через Клин. Очередной подъём города также связан с возрождением водного пути на север. В 1932-1938 годы в городе существовало подразделение ГУЛАГа - Дмитровлаг, занимавшееся строительством канала имени Москвы. Стройка дала импульс промышленному развитию города, население увеличилось в 3 раза.
26-27 ноября 1941 в районе г. Дмитрова развернулось наступление немецко-фашистских войск, им удалось форсировать канал и закрепиться на Перемиловской высоте (к югу от Дмитрова), но 29 ноября они были выбиты оттуда, после чего началось контрнаступление Красной армии.
В 1960-е-1980-е годы город застроен многоквартирными домами и приобрел основные черты современного облика. К 850-летию города (2004 год) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города.

Станция «Каналстрой»

Станция была открыта в 1940-м году. Громкое название говорит само за себя. Это одна из самых нужных и одновременно трагических страниц истории молодого советского государства. История этого посёлка, а ныне микрорайона города Дмитрова тесно связана с историей строительства канала имени Москвы. Здесь размещался один из трудовых исправительных лагерей Дмитлага, где в жутких условиях жили и работали заключённые, строившие канал.
Свой нынешний экономический рост посёлок получил благодаря Дмитровскому Заводу Гибкой Упаковки, основанному в 1979 году. Одним из первых завод начал выпуск комбинированных материалов. Именно в Дмитрове, впервые в СССР, была получена ламинированная лента на основе алюминиевой фольги.

Остановочные пункты «75 км», «94 км», «124 км»

Здесь вы и без меня сможете понять, почему они так называются, потому что они и расположены на этих самых километрах от Москвы. Но было бы неправильно не назвать населённые пункты рядом с ними. У платформы 75 километр расположена деревня Ивашёво, у 94 километра СНТ «Гудок», а у 124 километра СНТ «Прогресс».

Остановочный пункт «Орудьево»

До 2007 года - станция «Орудьево» (пути были разобраны и теперь имеется один рабочий путь).
Остановка получила своё названия от села Орудьево здесь расположенного
Само же название «Орудьево» имеет несколько версий происхождения: по одной «орудье» означает «дело», «плуг»; по другой, что в этих местах жили лучшие кузнецы, которые ловко «орудовали» своими молотами.
Село Орудьево известно с давних времен. К 1555 году относится свидетельство о том, что царь Иван Грозный «жалует» село Московскому Новоспасскому монастырю в память о дяде, Юрии Ивановиче. В 1627 году село Орудьево упоминается вновь, уже как вотчина Новоспасского монастыря. В документах 1627-1679 гг. впервые упоминается деревянная Покровская церковь, позже сгоревшая. 20 января 1720 года последовал указ о строительстве новой деревянной церкви.
В 1876 году в селе основали галунно-ткацкую фабрику. На ней трудилось свыше 100 крестьян из близлежащих деревень. Позже она стала играть важнейшую роль в развитии села, как и железная дорога, открытая в 1901 году, по которой стали доставлять в крупные города продукцию это ткацкой фабрики. В округе – богатые залежи торфа. Еще в 30-е годы здесь начались интенсивные торфоразработки. Большинство населения работало именно в этой отрасли народного хозяйства. Село так же известно своим знаменитым земляком. Здесь в 1952 году родился вратарь знаменитой «красной машины» Владислав Третьяк. В 90-х годах, когда в российской экономике начался хаос, в селе были прекращены работы по добыче торфа. Торфодобывающая отрасль погибла.
Сегодня Орудьево это одно из самых крупных скоплений садовых товариществ и дачных посёлков, встречающихся по нам пути.

Станция «Вербилки»

Названа также от посёлка здесь расположенного.
Существуют две версии происхождении названия этого посёлка. Первая версия гласит, что село названо так от кустарника вербы здесь растущего. А по чему бы и нет? Ведь на Руси часто давали названия селений по местности или растений, которые здесь находились, например «Лапухово» или «Ивняки».
Другая гласит о том, что в древности часто деревни и села, которые состояли из одного крестьянского двора, назывались по имени или прозвищу первопоселенца: Федотово, Савиново, и др. Такие названия с окончанием «о» являются краткими прилагательными, образованными от собственного имени, и отвечают на вопрос «чье?». Когда возникали эти поселения, фамилий у людей еще не было. Кроме имен, были прозвища. Может быть, было имя или прозвище Вербол или Вербил, потому что «о» на конце слова дает возможность задать вопрос: «чье сельцо?» - Верболово. В древнее время эти земли населяли угро-финские племена. Большинство присущих им названий и имён со временем утратилось, так как пришедшие позднее на эти земли славяне оказались генетически сильнее. Древнее имя Вербол вышло из употребления, забылось, стало непонятным, и Верболово осталось только в документе.
Вербилками поселение стало называться с открытием в 1766 году купцом Францем Яковлевичем Гарднером фарфоровой фабрики. Возле неё сразу возник рабочий посёлок. В 1892 году фабрика была куплена М. С. Кузнецовым.
После революции 1917 года предприятие национализировано и стало называться «Дмитровский фарфоровый завод». Его продукция была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937 г) и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г).

Остановочный пункт «Власово»

Мы часто с вами негодуем, и ждём, когда же объявят название этой остановки, особенно в весеннее время, из-за людей, которые едут сюда с садовым инвентарём, животными и рассадой. Когда летают по вагону курицы и ходят козы (лично видел, зрелище впечатляющее). Но их тоже можно понять, народ всё чаще сейчас обращается к земле, к натуральному, своему, ибо то, что продаётся в наших магазинах заставляет это делать.
Но вернёмся к истории. Станция была открыта в 1917 году. Своё название она получила по урочищу «Власово», которое расположено недалеко от станции. А оно в свою очередь получило название от отшельника, мага и целителя Власа, который там обитал.
На большом болоте возле станции в 1927 году была запущена в эксплуатацию торфяная Власовская электростанция, которая снабжала электроэнергией часть населённых пунктов и предприятий района. До 1990-х годов станция использовалась для скрещения электропоездов, была конечным остановочным пунктом. В 1997 году на станции было образовано дополнительное путевое развитие (к основному пути был подведён дополнительный путь), но в 2000-е дополнительные пути разобрали, а станцию разжаловали в остановочный пункт.

Станция и город «Талдом»

Мы приезжаем в последний крупный город на нашем пути. Многих всегда интересует его столь не русское и непонятное название. Так откуда же оно взялось?
Большинство исследователей считает, что оно пришло от финских племен, которые проживали на этих землях до 9 века, и является производным от финских слов, имеющих корень «Тал» - дом и «Талоуден» - хозяйственный. Другая версия, некоторых исследователей такова: в 13-14 веках прошли здесь с огнем и мечом монголо-татары, и именно они основали Талдом. Ведь в переводе с татарского – «Талдуй», означает «стойбище», «остановка». И, наконец, существует множество славянских версий. Например, проезжал в старину этой местностью архиерей, увидел дым и закричал: «Там дым!» - в последствии фраза исказилась и якобы от этих слов, и произошло название «Талдом».
Талдом развивался благодаря торговли. Через него перевозили грузы с Волги – из городов Кашин, Калязин, Углич – в Москву и обратно. От стоянки торговцев жители Талдома извлекали доходы (оправдывает вторую версию происхождения названия). С начала 19 века в Талдоме два раза в год стали проходить ярмарки. Но, несмотря на рост торговли, Талдом оставался небольшим селом.
К началу 20-го столетия Талдом представлял собой один из центров обширного башмачного края, одно из крупных торговых сёл с ярмарками, собиравшими скупщиков обуви со всей России. В это же время село становится частью обувного края с центром в богатейшем селе Кимра. Талдомские купцы активно торгуют с кимрскими. Дополнительным стимулом для развития села послужила наша савёловская линия, которая усилиями местных купцов была проведена прямо через село, а не в стороне как планировалось изначально.
После революции в башмачный промысел жителей Талдома резко сократился. Лишь в годы НЭПа кустарное башмачное производство стало оживать, однако былого размаха оно не достигло. По мере сворачивания НЭПа башмачный промысел сокращается вновь и к середине 1930-ых исчезает полностью и уже окончательно.
Город 3 раза менял своё название: с ноября 1918 года получает статус города и переименовывается в Ленинск, потом снова в 1930 году был переименован в Собцовск, в честь местного «экспроприатора экспроприаторов» Николая Собцова, убитого в мае 1918 в ходе антибольшевистского голодного бунта в Талдоме. Однако название «Собцовск» продержалось менее полугода. В марте 1931 года городу вернули историческое название Талдом; район, соответственно, стал называться Талдомским и носит это название до сих пор.

Остановочный пункт «Лебзино»

Было сложно, но я всё-таки попытался разобраться в происхождении и этого названия. Выскажу своё мнение на это счёт. Если вы знаете истинную историю названия - пишите в комментариях. Я думаю, что история этого названия очень похожа с тем, что я говорил про Вербилки. Часто имена деревням давали по её первому жителю или какому либо человеку, которого либо очень уважали, либо ненавидели его односельчане. Так же произошло и с Лебзиным. По моему мнению: восходит название от прозвища «лебза». «Лебза - прозвище, возможно, от диалектного варианта слова лебеза: «кто лебезит» (лебезить - «егозить, елозить прислуживаясь, льстить, ластиться, ухаживать, увиваться, угодничать, подъезжать; пролазничать, сплетничать»); (словарь Даля)». Также имеется и фамилия и целый род Лебзиных. Объясняя фамилию Лебзин, Е.А.Грушко и Ю.М.Медведев производят ее от прозвища со значением «льстец, обманщик» (С.264). Возможно, был среди жителей такой человек, которого они очень не любили и сначала за глаза, а потом и открыто стали так называть. Название прикрепилось и в последствии переродилось в название этой деревни. Так обидное ругательство стало именем деревни, а потом и станции савёловского направления.

Станция «Савёлово»

Вот мы и добрались до конечной точки нашей поездки по названиям и историям станций и населённых пунктов рядом с ними расположенных! Приезжаем мы в славный город Кимры в его юго-восточные, железнодорожные ворота – на станцию «Савёлово»! Я не буду рассказывать здесь про историю района и Савёловского завода; вы, я думаю, и так многое уже знаете, а расскажу про само название.
История этого названия, конкретно для нашего города, очень туманна и не понятна. Станция получает его 1900 году от двух деревень Старое и Новое Савёлово. Деревни эти известны с давних пор. Наше Савёлово не одно, я насчитал ещё как минимум 4 населённых пункта с таким названием, 2 из которых даже есть в нашей Тверской области.
После поисков выработалось две версии происхождения этого названия.
Первая более простая, и гласит она, что старая деревня получает его вероятно от имени первого жителя Савёла (более старой трактовки имени Савелий). Возможно, когда то на это место пришёл человек с таким именем и поставил здесь первый дом, начав обрабатывать землю. Ведь в древности вся земля была поделена между крестьянами, которые её обрабатывали, и имела своё название. Например, Ванята (Иван) обрабатывал землю близ села Кимра, и местные говори: «Чья земля – Воняты. Вонятино владение» - это и дало имя деревни Вонятино (ныне нет). Возможно такая же история произошла и с нашим Савёловым: «Чья земля – Савёла, Савёлово владение». Версию эту мне предложил директор нашего музея Покудин Владимир Петрович, за что я его и благодарю!
Вторая версия гласит, что имя района нашего города уходит своими корнями в название старинного, знатного, дворянского рода Савёловых.
Происходит этот род от новгородского посадника боярина Кузьмы Савёлкова, жившего в середине XV века.
Самым известным представителем этого рода является Иван Петрович Савёлов, известен он в отечественной истории, как патриарх Московский и всея Руси Иоаким. Именно в годы патриаршества Иоакима содержался в земляной тюрьме Пустозёрска знаменитый глава старообрядцев Протопоп Аввакум, и затем в 1681 году он был сожжён. Было также казнено более 50 участников знаменитого Соловецкого восстания, не принявших нововведений в православии сделанными патриархом Никоном.
Становится понятно, что род был очень знатен, и уважаем в государстве, если его представители занимали столь высокие государственные посты. Конечно, государь одаривал такие роды многочисленными подарками, в том числе и землями с крестьянскими душами. Я думаю, деревня около села Кимра и стала тем самым подарком этому роду или его покупкой, ведь на Руси также очень часто давали имена деревням по их владельцам. Документального подтверждения этого факта не сохранилось, ведь до 1546 года о селе Кимра практически ничего не известно, а деревня эта уже тогда существовала и была довольно крупной. Это уже потом она разделилась на Старое и Новое Савёлово по той причине, что жителям стало тесно, и часть их отселилась от основной деревни, образовав сначала хутор, а затем и новую деревню. Имеется только гербовник, где род Савёловых был внесён в VI часть родовой книги Московской, Орловской, Тверской и Воронежской губерний (Гербовник, VII, 16). Значит, род этот владел и рядом тверских земель и деревень.
Название это закрепилось за деревней, которая начала развиваться и впоследствии дала имя новому промышленному району нашего города.

    Рязанское направление Московской железной дороги - Рязанское направление Московской железной дороги железнодорожная линия, идущая на юго восток от Москвы. Проходит по Москве (Центральный, Восточный, Юго Восточный округа), Московской и Рязанской областям. Соединяет транспортным сообщением… … Википедия

    Смоленское направление Московской железной дороги - (также Белорусское, Можайское) железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход к Смоленску и далее до границы с Белоруссией (до станции Красное). Длина главного хода 490 км. По Смоленскому направлению следуют пригородные… … Википедия

    Рижское направление Московской железной дороги - Рижское направление Московской железной дороги железнодорожные линии на запад от Москвы. Главный ход начинается на Рижском вокзале Москвы и пролегает через города Красногорск, Дедовск, Истра, и Волоколамск до станции Шаховская. Длина… … Википедия

    Ярославское направление Московской железной дороги - п·о· … Википедия

    Павелецкое направление Московской железной дороги - Павелецкий вокзал начальный пункт главного хода Павелецкого направления МЖД (декабрь 2011) … Википедия

    Казанское направление Московской железной дороги - Железная дорога у Казанского вокзала … Википедия

    Горьковское направление Московской железной дороги - Горьковское направление Московской железной дороги железнодорожные линии на восток от Москвы. Главный ход к Владимиру, длина 190 км[источник не указан 934 дня]. По Горьковскому направлению следуют пригородные… … Википедия

    Курское направление Московской железной дороги - Курское направление Московской железной дороги железнодорожная линия к югу от Москвы. Проходит по городу Москве (Центральный, Юго Восточный, Южный округа, Бутово), Московской, Тульской, Орловской и Курской областям. Главный ход к Курску… … Википедия

    Киевское направление Московской железной дороги - Здание Киевского вокзала Киевское направление Московской железной дороги железнодорожные линии на юго запад от Москвы. Главный ход от Киевского вокзала к Брянску, длина … Википедия

    Савёловское направление МЖД - Савёловское направление Московской железной дороги железнодорожная линия на север от Москвы. Главный ход до станции Савёлово (город Кимры) имеет длину 128 км. Единственное действующее ответвление до станции Дубна, его длина 51 км. Линия в… … Википедия

Электрички Савеловского направления обслуживают областные города, расположенные на севере от Москвы.

Наиболее привлекательным в маршруте является небольшое расстояние между соседними пунктами, позволяющее комфортабельно добираться до нужного города или поселка.

Основное направление ведет в город Кимры, где находится станция Савелово. Также присутствуют второстепенные ответвления на Дубну и в аэропорт Шереметьево.

Полное расписание и изменения в нем электричек Савеловского направления на сегодня и завтра

Общее количество зон Савеловского направления — 15. Последняя из них относится к станции Савелово.

Станции Савеловского направления:

Москва-Бутырская (Савёловский вокзал)
Тимирязевская
Окружная
Дегунино
Слободка
Отрадное
Институт Пути
Дзержинская
Бескудниково
Лианозово
Марк
Новодачная
Долгопрудная
Водники
Хлебниково
Шереметьевская
Лобня
Депо
Луговая
Некрасовская
Катуар
Трудовая
Икша
Морозки
Турист
Яхрома
Дмитров
Каналстрой
75 км
Орудьево
Вербилки
Соревнование
Запрудня
Темпы
Мельдино
119 км
Карманово
Большая Волга
Дубна
94 км
Власово
Талдом
Лебзино
124 км
Савёлово

До конечной точки Савеловского направления можно добраться и утренним электропоездом (07:17, 09:11), и в обеденное (14:19) или вечернее время (17:49, 19:14, 20:20, 22:18, 23:12).
А вот в выходные осуществляют дополнительно перевозки электричками в 10:20, 11:47, 15:17.

Схема маршрута движения и остановок электричек Савеловского направления на карте до Савелово:

Пассажирам, желающим добраться до станции Вербилки (10 зона), можно воспользоваться как вышеописанным транспортом, так и теми видами электропоездов, которые следуют и до станции Вербилки, и до станции Дубна.

Отправление до Вербилок из Москвы производится в 05:40, 10:41, 17:36 и 19:09.

Еще одна крупная станция — Дмитров. Электрички из Москвы следуют по утрам с 05:51 до 11:18. Еще больше электропоездов ездят по данному направлению в период с 12:11 до 21:20.

Другая станция маршрута — Икша находится в 5-ой зоне. В Икшу из Москвы попасть очень просто, поскольку практически через каждые 20 минут или полчаса туда отправляются поезда.

Остается всего лишь два пункта, которые являются конечными точками некоторых маршрутов — это станции Бескудниково (2 зона) и Лобня (4 зона).

Тут есть дополнительные электрички от других вокзалов, движущиеся из следующих пунктов: Одинцово, Голицыно, Усово и Можайска.

Они завершают поездку в Лобне. А вот составы из Кубинки и Звенигорода в Бескудниково.

P.S. Нам всегда интересны ваши комментарии по поводу данной статьи. Куда поехать, как добраться, где лучше купить билеты? Регистрация не нужна, можно просто написать комментарий, модератор опубликует. Форма ниже. Ну или можно писать на наш форум

В 2002 году исполнилось 100 лет самому молодому вокзалу Москвы - Савеловскому, единственному московскому вокзалу, имя которому дал не город, а село.

Инициатором строительства Савеловской линии был Савва Иванович Мамонтов , председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги, известный промышленник и меценат. Во многом благодаря его энергии концессия на постройку дороги, первоначально выданная другой частной компании - Второму Обществу подъездных путей, была передана "Ярославке".

В 1897 году Московско-Ярославско-Архангельская железная дорога, получив высочайшее разрешение, приступила к изысканиям, а затем и к прокладке новой линии от Москвы до села Савелово, что находится на берегу Волги напротив Кимр. Новая ветка была не очень длинной - 130 км, но перспективной. Торговое село Кимры славилось в то время мастерами-сапожниками. Рядом стоял старинный город Кашин. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Для строительства Савеловской линии было создано специальное управление "под заведыванием начальника работ инженера К.А.Савицкого". Дорога предполагалась однопутной, пропускная способность - две пары пассажирских поездов и пять товарных в сутки, средняя скорость движения - 20 верст в час.

Пути стоили с двух сторон - от Москвы и от Савелова. Рельсы использовались только отечественных заводов - Путиловского, Южно-Днепровского, Брянского. Строительство началось с прокладки соединительной ветки от 10-й версты Московско-Ярославской железной дороги, с сортировочных путей станции Лосиноостровская до станции Бескудниково, откуда, собственно, и должна была начаться Савеловская дорога.

Встал вопрос и о будущем вокзале. Место для вокзала было выбрано на окраине, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока. Савеловская ветка была продлена от станции Бескудниково до Камер-Коллежского вала. Получив после многочисленных проволочек разрешение Московской городской думы, строители завезли к Бутырской заставе песок, камень и другие материалы. Возведение здания планировалось завершить к зиме 1899 года. Однако работы были неожиданно приостановлены, так как Виндаво-Рыбинская железная дорога предложила правлению Общества Московско-Ярославско-Архангельской дороги купить у них участок Савеловской дороги от станции Бескудниково до Савелова. Пассажирский вокзал предполагаемые новые хозяева собирались строить в другом месте.

Тем временем, к началу 1900 года основные работы на Савеловской ветке были завершены , и было открыто временное движение. Поезда до Савелова отправлялись с Ярославского вокзала, что доставляло пассажирам значительные неудобства: доехав по Ярославской дороге до "поста 10-ой версты", они были вынуждены пересаживаться в вагоны Савеловской дороги.

Летом 1900 года Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, и продажа московского участка Савеловской линии Виндаво-Рыбинской железной дороге не состоялась.

В сентябре 1900 года строительство вокзала возобновилось. Руководил работами инженер А.С. Сумароков. Есть предположение, что именно он стал автором проекта. Здание вокзала было довольно скромным, не имевшим даже парадного входа, в основном одноэтажным и лишь по центру двухэтажным, для размещения служебных квартир. Отдельно от пассажирской станции устраивался так называемый воинский барак, значительно превосходивший своими размерами вокзальное здание. В нем предполагалось разместить временную пассажирскую станцию. В некотором отдалении раскинул свои пути и грузовой двор.

Строительные работы были завершены к весне 1902 года. В воскресенье, 10 марта (по старому стилю) вокзал, получивший название Бутырский , был освящен и от него отправился первый поезд. "Новое здание вокзала, - писал тогда "Московский листок", - и весь станционный двор с утра были убраны флагами и гирляндами зелени, в которых утопал главный подъезд. Около 12 часов дня прибыл служебный поезд от Ярославского вокзала с начальствующими лицами и приглашенными представителями от других железных дорог. Торжество началось совершенным в зале 3 класса пред святынями из местного храма молебствием. По окончании молебствия и окропления здания святой водою все присутствующие были приглашены в зал 1 класса, где было подано шампанское".

Открылось регулярное движение поездов. Вначале в сутки их курсировало две пары: в 10:35 утра отправлялся пассажирский поезд, а в 7:30 вечера - почтовый.

Строительство железнодорожной линии и вокзала преобразило жизнь тихого уголка Москвы от Новослободской улицы до Марьиной рощи с одной стороны, и до Бутырского хутора и Петровско-Разумовского, где прежде жили в основном лишь извозчики, мастеровые и огородники, с другой. Недалеко от станции промышленник Густав Лист построил новый завод с расчетом на рабочую силу из пригорода. Московские домовладельцы в ожидании притока постояльцев построили в округе около 30 новых домов, резко поднялись цены на землю.

Напомним, что вокзал строился за городской заставой, то есть за пределами Москвы. Однако Московская городская дума, понимая, какие перспективы открываются перед этим районом, оформила в середине 1899 года документы на новое разграничение города и уезда, и с 1900 года часть пригородных земель вошла в состав Москвы. Таким образом, жители загородного поселения Бутырки стали москвичами благодаря железной дороге и вокзалу.

Долгие годы Бутырский вокзал (переименованный позже в Савеловский) успешно выполнял свою работу, но по мере роста перевозок, особенно пригородных, стал отставать от времени, ветшал. В 80-х годах XX века было принято решение о его капитальном ремонте и реставрации. Проект подготовил коллектив Института Мосжелдорпроект под руководством Я.В. Шамрая. Работы велись несколько лет. Движение поездов при этом не прекращалось, билетные кассы работали во временных помещениях.

1 сентября 1992 года, через 90 лет после постройки, обновленный и помолодевший вокзал вновь распахнул свои двери. Он стал двухэтажным, но сохранил прежний архитектурный облик. Сегодня Савеловский вокзал - это современный пассажирский комплекс, предлагающий пассажирам железных дорог широкий спектр услуг.

При подготовке материала были использованы следующие издания:

1. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836-1917 гг. - СПб, 1994.

2. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.: ил.

3. Московская железная дорога. Через годы, через расстояния./Под ред. И. Л. Паристого.-М.: "Железнодорожный транспорт", 1997 г.

4. Вокзалы России. Детская энциклопедия, N 11.- 2001.

Понравилась статья? Поделитесь ей