Контакты

Забытая реальность. Каменный лабиринт под воронежем Каменный лабиринт вавилон

Каменные лабиринты Севера

А.А.Спицинъ. вып. № 6 СПБ 1904 г. Археологической комиссии.

Многие ученые и археологи интересовались лабиринтами и их назначением. Академик Беръ изучал финские каменные лабиринты с 1842 года на маленьком острове Виръ, находящем близь острова Гохланда в Финском заливе.

Более подробные сведения о каменных лабиринтах Финляндии были собраны в 1877 г. Аспелином, который в своей статье насчитывает до 50 лабиринтов, расположенных по берегу Ботнического и Финского заливов и на островах, от реки Торнео до Выборга.

В Лапландии первые лабиринты указаны также Беромъ. Один из них расположен на южном берегу Лапланского полуострова, в небольшой необитаемой бухте Виловатой. Два другие лабиринта Беръ видел на Поное.

В 1877 году были осмотрены, описаны и зарисованы этнографом А. А. Кельсиевым для Антропологической выставки (По словам г. Аспелина, Кельсиев нашел 3 лабиринта на Соловецких островах и 2 или 3 на Мурманском берегу.), но где находятся в настоящее время собранные им сведения, нам неизвестно.

В 1883 году о тех же лабиринтах напечатал краткие сведения член Императорского Русского Географического Общества А.И. Елисеев.

Сохранились любопытные исторические сведения о двух больших вавилонах, сооруженных близъ г. Колы близ погоста Варенгского. Сведения эти собраны на месте русскими послами кн. Звенигородским и Васильчиковым в 1592 г., в ожидании начала переговоров со шведами о границе.»

А в Варенгъ на побоище немецком (Варенгской летней-погост) Валить на славу свою, принесши с берегу своими руками, положил камень, в вышину от земли есть и ныне больше косые сажени, а около него подаль выкладено каменьев как бы городовой оклад в 12 стен, а назван был у него тот оклад Вавилоном. И тоть камень, что на Варенге, и по сей часъ словетъ Валитовъ камень» особенностью валитова лабиринта является большой камень въ центре сооружения.

Понойские лабиринты известны еще Беру, осмотрены были в 1900 г. К.П.Ревой.

Известны еще два места по Белому морю, где имеются лабиринты: острова Заяцкие, близъ Соловецкихъ, и острова Кемские. А.В.Елисеев, давший о них первые сведения.

Первый исследователь северных лабиринтов, Беръ, признавал возможным, что они служили памятниками исторических событий. Варенгский лабиринт Беръ признает действительно сооруженным Валитом, в котором он готов видеть новгородского варяга, ставшего во главе корелян, удачно сражавшегося с норвежцами, но в последствии подчинившегося им и известного в норвежских летописях под именем Мартина.

В 1882 Мейеръ собрал довольно значительные сведения о лабиринтах, изображенных в средневековых рукописях, начиная с девятого века.

«Лабиринты» - «вавилоны»

Лабиринт - это сооружение со сложным и запутанным планом. Так что же это такое - лабиринты?

Первое упоминание о лабиринтах в отечественных источниках восходит к XVI столетию и содержится в записках русских дипломатов Г.Б. Васильчикова и С.Г. Звенигородского, выезжавших в 1592 году на побережье Варяжского моря - Варангерского залива. Они сообщают, что «….в Варенге на побоище немецком,… на славу свою, принесши с берега камень в вышину от земли есть и ныне большие сажени, а около него подле выкладено каменьем как бы городовой оклад в двенадцать стен, а назван был тот оклад «Вавилоном… ».

Эти данные, да и другие я встретил в увлекательной статье любопытнейшего автора, известного своими научно- популярными книгами, которые выходили и в Мурманском книжном издательстве,- кандидата географических наук Б.И. Кошечкина, назвал он ее «Каменная загадка Севера», опубликовал в научно- популярном сборнике «Человек и стихия» в 1986 году.

Борис Иванович в своей работе приводит данные о русских, занимавшихся лабиринтами. В числе их, ранее других обративших внимание на спиральные каменные постройки, были этнограф А.А. Кельсиев (1878) и Э. Бер (1884). Последний в статье, напечатанной в бюллетене С.- Петербургской Академии наук, наряду с лабиринтом на о. Вир в Финляндии описал выложенные из спирали в губе Виловатой и близ устья реки Поной на Кольском полуострове. Академик Бер впервые в русской научной литературе использовал и название «каменный лабиринт», вошедший затем в широкий научный оборот.

Первую сводку о каменных лабиринтах русского Севера Финляндии, говорит Б.И. Кошечкин. «я встретил в сочинении А.А. Спицина, опубликованном еще 1904 г. на страницах «Известий Археологического комитета». Уже тогда пытливый ум археолога и большой знаток северных древностей отметил некоторые важнейшие черты лабиринтов: их расположение исключительно в Скандинавии и на Русском Севере, сходный для всех сооружений способ и тип постройки, их несомненную связь с культурой доисторического времени».

Александр Андреевич Спицин - академик, к оценкам его следует относиться со всем тщанием. Он оставил нам капитальные труды по археологии бронзового и раннего железного века, по славянским древностям. И не случайно Б.И. Кошечкин ссылается в своей работе на его авторитет.

А мы попутно заметим, что живущие близ лабиринтов люди придавали им мистический характер, стараясь широко не афишировать эти непонятные им сооружения. Скажем - «непонятые». И для нас, живущих теперь уже в XXI веке. Ведь до сих пор наука так и не дает конкретного ответа: как, что и почему.

С годами география лабиринтов расширялась. Территория, в пределах которой мы встречаем лабиринты сегодня, весьма обширна. Только в современные регистры древних памятников Швеции внесено около двухсот сооружений такого рода. Да у нас. До недавнего времени были известны, к примеру, два каменных лабиринта в районе Умбы, а недавно узнали о третьем.

Так что же из себя представляют они?

Каменные лабиринты, составленные нашими предками на Севере Европы, упорно не желают отдавать, не хотят открывать свою тайну. Есть мнения, что издавна лабиринты культовыми сооружениями. Между прочим, изображения в виде подобных лабиринтов, в форме спиралей, найдены на полу некоторых ранних средневековых церквей в Швеции, и эти спирали якобы служили для выражения отдельных христианских идей.

Другие исследователи подходили к более прагматически: мол, они, скорее всего, связаны с морем, рыболовством. И еще одна версия: лабиринты - это жертвенники, гигантские алтари, оставленные каким то древним народом, они связаны с представлениями о переходе людей в мир мертвых, сделаны для того, чтобы души их потеряли ориентировку и уже никогда не могли вернуться в мир живых. Лабиринты в легендах и сказаниях оказываются, по мнению таких исследователей, как правило, входами в подземное или потустороннее царство. Открываются они не всякому, а лишь тому, кто знает заклятия или оказывается случайно поблизости в момент неожиданно открывшегося входа.

Большой интерес представляют исследования археолога Н.Н. Виноградова, высказанные им в 20-х годах XX века при изучении им лабиринтов Соловецких островов. Как нигде у нас в стране, на Большом Заяцком острове, на небольшой территории представлены десятки загадочных лабиринтов, каменных груд и других неолитических выкладов. Правда, есть разные мнения о их датировке. Некоторые из них, мол, созданные в «новые» времена, например, по повелению Петра I при посещении им Соловков, можно отличить от древних.

Чем раньше земля становится объектом человеческой деятельности, тем больше загадок она хранит для исследователей. И, естественно, неолитические сооружения на берегах Соловецкого архипелага, да и вообще, всюду, где размещены лабиринты,- одна из загадок археологии. Может, со временем человек разгадает их сущность? А в наше время возникают столь необычные гипотезы, что диву даешься. Когда физику, специалисту по спутниковой связи показали рисунок каменного лабиринта и спросили: «Что это такое?» - он ответил не задумываясь: «Это классическая форма приемопередающих антенн широкой полосы частот» И еще. По мнению исследователей, некоторые лабиринты, в особенности это касается самых древних из них, располагаются на четких геомагнитных аномалиях.

Что это? Случайность? Или древние обитатели тех мест умели использовать геофизические поля для поддержания друг с другом связи на огромных расстояниях? Более «молодые» лабиринты строились уже после ухода самого народа, сменой его новыми жителями, чисто формально воспроизводившими форму спиралей (?).

Но одно, несомненно. Эти лабиринты, или как называют северяне - вавилоны, по имени почему-то библейского города Вавилон (в XIX-VI вв. до новой эры столица Вавилонии), служили своеобразным ориентиром нового потока людей, населяющих и по сей день наши северные места. Примеры? Сколько угодно! Былого селения Поной - лабиринт, рядом с Умбой - несколько, рядом с Кандалакшей - лабиринт, на восток от горы, которая получила название Крестовой…(Красивой).

Кстати, очень длительное время местные жители, поморы, зная о его существовании, хранили втайне сведения об этом таинстве, хранили от всяких пришлых людей.

Первым из ученых «открыл» для науки замечательный памятник древности Сергей Николаевич Дурылин, человек, познавший многое и переживший многое. Он скончался в 1951 году, пережив и тюрьмы, и ссылки. Но стал доктором филологических наук, получил высокие государственные награды. А всего он прожил чуть менее семидесяти лет.

Летом 1911 года С.Н. Дурылин со своим другом геологом и фотографом Всеволодом Владимировичем Разевигом по командировке Археологического института отправился на Север «отыскивать всякие древности». Своеобразным отчетом об этой экспедиции сделал он свою книгу « За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке», вышедшую в свет в Москве в 1913 году. Вот строки из этой книги о нашей Кандалакше:

«В древности здесь был город, названный норвежцами… Канделахте, был монастырь с богатой солеварней, был оживленный торг, куда сходились норвежцы, шведы, русские, лопари, финны, были и битвы - теперь здесь тихое селение, а в нем - вечные труженики - рыбаки. Стоят две прекрасные деревянные церкви, суровые каменные утесы, обрывающиеся в море, хранят на себе следы таинственных письмен, - в земле, если покопаешь ее, находишь кусочки слюды - остатки давным-давно исчезнувшего монастыря, - и нет более ничего, говорящего о древней жизни. А ведь отсюда, через реки и озера, леса и болота, шел знаменитый новгородский путь к океану, который был известен еще в XII веке, и только в глуби Лапландии мы поняли, как близко еще то время - двенадцатый век, как убежала отсюда далеко шумливая жизнь .

Высокие горы теснятся к морю, синея хвойным лесом. Поместительные двухэтажные избы жмутся к берегу реки Нивы и взбегают по горе к церкви… ».

И.Ф.Ушаков, многое сделавший для «прочтения» истории нашего края, так говорит о тех временах:

«По прибытии в селение Дурылин спросил проводника: «А где у вас тут находится «вавилон»?» Вопрос был задан «наугад». Крестьяне предпочитали никому из приезжих не рассказывать о существовании Вавилона. Но раз, прибывший уже знает о том, пришлось показать достопримечательность » .

И даже сейчас мы мало, что знаем о лабиринтах, или «вавилонах», как их называют иногда, а в былые времена тем более. Ведь среди ученых так и нет до сих пор единого мнения, устоявшегося. С.Н. Дурылин в своей книге приводит несколько существовавших тогда вариантов.

За десятилетия, прошедшие после путешествия «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке» Дурылина, много, как говорят, воды утекло. Познания о лабиринтах значительно расширились. Появилось много исследований. Разрабатывались и «умирали» теории. И чем дальше, тем явственнее определяется, прежде всего, культовое, астральное представление об этих сооружениях. Ой, в какие научные дебри заводят в связи с этим направлением ученые! И весьма увлекательные. И интересные связи прослеживаются.

Интересные наблюдения проводит архангельский археолог А.А.Курасов. Спиральные изображения, сходны с планом северных лабиринтов, он находит на каносских серебряных монетах (III-I вв. до нашей эры), на этрусской вазе из Триглиателлы (VI-V вв. до нашей эры), на стеле в Пилосе. Как мы видим, каменные лабиринты схожи с ними. Не проникновение ли вроде бы самых различных и по времени, и по расположению культур прослеживается и в этом?

И точка зрения Н.Н. Гуриной в интересно написанной ею книге «Время, врезанное в камень» - интерес привлекает гипотеза: приуроченность лабиринтов к морским берегам, сходство с рыболовными ловушками. Это позволило ей высказать предположение о возможности использования лабиринтов «в магических целях, то есть при совершении каких-то обрядов, способствовавших, по мнению древних рыбаков, удаче на рыбных промыслах»…

Можно приводить самые разные аргументы исследователей самых необычных направлений и толков, сравнения лабиринтов с культовыми сооружениями других областей Европы. А среди таких сооружений и знаменитый Стоунхендж в Южной Англии, и многочисленные кромлехи и дольмены. Но я не собираюсь вести разбор всех этих позиций и течений - всего-навсего пытаюсь побудить интерес к такому нашему уникальному памятнику старины, как каменный лабиринт, расположенному в едином комплексе жизни наших предшественников в далеком прошлом - у горы, которая называется Крестовой… Мы, живущие в Заполярье, всегда более чем уважительно относимся к Солнцу. И вспомним, что изображение светила, почитание его свято для всех народов, особенно северных. Все они - и лабиринты, и кромлехи, и стоунхенджи, и другие этого рода сложения, подчеркивал известный ученый Н.М.Виноградов, основываясь на своих познаниях, в частности Соловецких многочисленных лабиринтов, имеют округлую форму, что говорит о связи с солнцем и вообще с астральным культом. Круги спиральных и круглых, и дуги подковообразных лабиринтов указывают на годичные движения солнца, то поднимающегося, то опускающегося за горизонт.

Прочитаем строки С.Н. Дурылина

Ученые много спорят, высказывают свои точки зрения. А мы дадим слово Сергею Николаевичу Дурылину, первым рассказавшему о - лабиринте. Вот как он в 1913 году описал в своей книге, которую мало кто знает и читал. Итак, ему слово…

«Приехали к «вавилону. Он в трех верстах к востоку от Кандалакши, на длинном узком и низком мысу, по здешнему на «наволоке» хохолок, выходящем в море. От берега мысок отделяется сухой каменистой отмелью, которая во время прилива покрывается водой. Мысок почти без всякой растительности.

На каменистой почве с еле-еле пробирающейся травкой расположен сам лабиринт - «вавилон». Это неправильной формы эллипс, овал, имеющий по диаметру, в длину -14 и в ширину -10 шагов. Вход в лабиринт с востока; противоположная западная сторона обращена к морю. Из небольших валунов, из осколков разрушающегося гранита, выложены невысокие (не выше ¼ аршина) круги эллиптической формы.

Между этими кругами вьется дорожка, такая узенькая, что на нее можно поставить только одну ступню. Вход, в этот извивающийся между камнями проход только один. В центре лабиринта невысокая кучка камней.

Со всех краев лабиринта до этой кучки по 10 проходов. Войдя в узкий вход, сделав по три поворота вправо и влево, вы быстро достигаете каменной кучки в центре, но затем узкая дорожка внезапно уводит вас влево, затем вправо - и вы описываете огромный круг по самой крайней дорожке, самой длинной. Описав этот круг, вы описываете затем - сперва удаляясь влево, потом вправо - внутреннюю петлю лабиринта. Но вот дорожка, доселе единственная, перед вами раздваивается: куда идти? Если вы выберете дорогу вправо, она заставит вас описать петлю вокруг центра лабиринта, и вы вернетесь на то же место, откуда пошли, но только слева. Если вы выберете левую дорогу, она, также заставит вас описать узенькую петлю вокруг центра, приведет опять - таки на старое место, но уже справа. Вы заблудитесь. Но вам не надо было обращать внимания на раздваивающуюся дорожку. Пройдя по левому или правому, вернувшись на распутье, вы должны продолжать путь, идти по той самой дорожке, которая привела вас к распутью, но уже в обратном направлении, чем вы шли в первый раз; вам придется вновь описать внутреннюю петлю, круг по самой крайней дорожке, потом приблизиться к центру и, описав самую внутреннюю маленькую петлю у центра, выйти к выходу. Все это становиться ясным после изучения лабиринта, но в пути, бродя по таинственным дорожкам лабиринта, ничего не ясно - и мы путаемся, я и геолог, путается Митюшка (это кандалакшец, проводник - Е.Р.), шагая за нами, а П. В сторонке посмеивается.

Мы спрашиваем: что значит и зачем Вавилон? Слова лабиринт он не знает…

(Прим. Автора Дурылева: на Большом Заяцком острове, принадлежащем к группе Соловецких островов, я также наблюдал вавилоны, выложенные, по объяснению монаха, Петром Великим.) Кто же и для чего выложил эти причудливые хитрые ходы, этот лабиринт? На вопрос этот нет пока ответа.

…Несмотря на северные ветры, бури и дожди, которым так легко, казалось бы, раскидать или снести небольшие камни лабиринтов, расположенных всегда на открытых местах, лабиринты хорошо сохранились и еще ясны их причудливые дорожки.

Что же можно сказать об их происхождении и целях, с какими они установлены?

Из всех существующих объяснений, данных археологической наукой, нет ни одного совершенно достоверного; все противоречивы и исключают друг друга.

Русский ученый, академик Берг, первый открывший северные лабиринты в первой половине прошлого века, думал, что они являются памятниками исторических событий. Финский археолог Аспелин, более всех других исследовавший лабиринты, напротив, относит их к, несомненно, более древнему времени - к бронзовому веку. Наши археологи Кондаков и Я. Смирнов ставят их в связь с теми лабиринтами, которые устраивались в средние века в виде узоров на полах церквей. Одни относят лабиринты севера к временам христианским, другие - языческим. Но никто не может сказать, к какому обычаю они относятся, для чего они служили; трудно решить, и для какого языческого обряда могли служить лабиринты. Лопари, с которыми пришлось нам иметь дело, говорят, что в их стране нет лабиринтов.

В Финляндии у лабиринтов встречаются разные названия, все более названия славных городов: Иерихон, Ниневия, Иерусалим, Лиссабон; в Лапландии у всех лабиринтов только одно название: Вавилон. Но это название надо писать с маленькой буквы, потому что оно стало именем нарицательным для лабиринтов.

Для объяснения русского названия лабиринтов - «вавилон» интересно вспомнить, что в народной речи существуют повсюду выражение «писать вавилоны» - т.е. особо хитрые, спутанные круги, «расшито вавилонами» - т.е. расшито особо хитрыми узорами; Вавилон, по разным понятиям, что-то хитрое, запутанное, затейливое.

Вавилоны тесно связаны с морем.

Отсюда возникает естественное предположение, не являются ли северные лабиринты памятниками языческих верований, относящихся именно к морю и опасным морским промыслам? Лабиринты встречаются исключительно в странах, в древности имеющих и ныне имеющих живейшую связь с морем - в Скандинавии, Финляндии, прибрежной Лапландии, Беломорье, Мурмане.

Доныне население этих стран хранит целый ряд суеверий и обрядов, относящихся к морю. Из христианских обычаев, относящихся к морю, повсеместен на русском севере обычай постановки креста для испрошения себе у Бога благоприятного плавания. Сколько таких крестов на Заяцком острове, сколько их по берегам океана и Белого моря! Этот христианский обычай, не заменил ли какой-нибудь языческий обряд, относившийся также к морю и связанный с лабиринтом, а лабиринт ведь всегда в древности считался местом очищения и искупления, добровольной жертвой? Быть может, кресты на Заяцком острове только заменили собой лабиринты, которых к тому же не так много осталось на этом острове?

Ведь еще недавно был на Мурмане совсем языческий обряд моления ветру, от которого все зависит на море, жизнь и смерть. Быть может, прошедший все ходы лабиринта и вышедший оттуда, не заблудившись, принеся жертву, считался чистым и мог не бояться морских злоключений и препятствий, бурь и скал, как не боялся потерять верный путь в хитром лабиринте?

Но все это лишь одни предположения, и доныне неразгаданной тайной смотрят на нас хитрые узоры северных вавилонов, сложенных из седых древних камней, под хмурыми тучами или незакатным солнцем».

…Извините за такую длинную цитату, она, мне кажется, создает определенный настрой о необычном сооружении в губе, которая именуется Малый Питкуль у прохода на о. Малый Березовый , который и островом становится лишь в морские приливы, а при отливах - это перешеек, соединяющий материковый берег с этим самым Малым Березовым островом.

И сейчас даже само место, где расположен лабиринт, являет своеобразную «тайну». Находящий практически рядом с городом, он, к счастью, находится в стороне от путей - дорог, не очень - то посещаем. И к счастью нашему - пока сохранился.

(Кандалакша: «Азбука истории» Наша память. Ефим Федорович Разин)

Продолжение следует....

В 277 км от города Мурманска, неподалеку от маленького городка Кандалакша, находится некий лабиринт, возраст которого близок к отметке четырех тысяч лет. Большинство ученых предполагают, что такая удивительная загадка по своей форме в большей мере напоминает ловушку, которая часто применялась еще древними людьми в процессе ловли рыбы или же в качестве совершения разных ритуалов, с помощью которых на их сторону должна были перейти удача.

Наиболее распространенное название Кандалакшского лабиринта - каменный лабиринт «Вавилон», который представляет собой большую систему запутанных ходов, выложенных исключительно из камня - именно в этих местах древние люди проводили свои магические обряды. Существует мнение, что обряды никак не связаны с лабиринтами, а лишь служили помощью при охоте. Бывали случаи, когда в проходах лабиринта хоронили умерших. Известно, что у многих первобытных народов имелись данного рода лабиринты. Во всех имеющихся лабиринтах присутствуют замысловатые и запутанные ходы, которые выложены специальным образом из камня в виде спирали, что особенно заметно в нескольких местах, расположенных на Кольском полуострове, рядом с реками Умба и Пона.

Столь заметная популярность наличия лабиринтов порождает фактически фантастическую гипотезу о предназначении данных строений. Есть ученые-исследователи, которые полагают, что существовала тесная связь между верой древних народов в загробные, иные миры и данного рода каменными сооружениями. Есть мнение, что селения, возле которых располагались лабиринты, по всей видимости, поддерживали между собой связь, даже несмотря на огромные расстояния; при этом мощные сооружения использовались не только в качестве антенны, но и в качестве своеобразного приемника.

Стоит отметить, что никакая из представленных теорий на сегодняшний момент не нашла точных подтверждений, ведь в почве под спиралями не удалось найти никаких следов захоронений, а что касается подтверждения версии о наличии дверей в другие миры и способа передачи таким образом различных сигналов на дальние расстояния - то и вовсе мало представляется возможным.

Все проживающие рядом с лабиринтом племена, название которых звучит как поморы, называли спирали, составленные из некрупных камней «Вавилоном». В данном случае стоит задуматься: почему именно это названием выбрали древние люди? Ответить на это вопрос можно по-разному: согласно первой версии, предполагается, что слово «Вавилон» в переводе на русский язык звучит как «волнистый, извилистый», и этот вариант считается наиболее очевидным, но все же не является единственным и подтвержденным. Есть еще одна версия, в соответствии с которой считается, что слово «Вавилон» - это несколько искаженное слово «Авалон», которое в переводе с кельтского языка означает «место, где обитают феи». Если переводить слово «Авалон» на русский язык, то оно означает «яблоко», что несколько соотносимо с присущей «Вавилону» формой, напоминающей разрезанное вдоль яблоко.

Известна легенда, в которой говорится, что добраться до лабиринта могут только избранные, а ведь действительно - добраться до лабиринта не очень-то просто, ведь он расположен не так близко от города Мурманска, тем более людям, не знакомым с данной местностью отыскать нужное место будет очень тяжело, ведь многие его просто не замечают.

На сегодняшний день точно выяснено, что на территории современного Кандалакшского района присутствовало два религиозных культа, один из которых назывался культом высших богов, а другой культ Сейдов - священных камней, в которых обитают священные и уважаемые духи. Известно, что Сейд всегда требовал уважительного отношения к себе, а за почтительное отношение к себе всегда награждал богатым уловом на охоте.

«Вавилон» в Кандалакшских сопках - это уникальное, хотя и нередкое явление, ведь наибольшее скопление лабиринтов расположено на знаменитой Волосяной сопке, в трех км от главной дороги Кандалакша. Все тайны загадочного «Вавилона» до сих пор не выяснены, а значит, последуют новые раскопки.

Подпишитесь на нас

Археологические древности земли воронежской

Предистория

В 1957 г. Археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством П.Д. Либерова открыла для науки Мостищенское городище. Оно, судя по небольшим раскопкам на этом археологическом памятнике, было создано в раннем железном веке, в скифское время. Тогда из-за недостатка находок для датировки памятника время жизнедеятельности укрепленного поселка было определено неверно. В более позднее время, когда городище было раскопано широкой площадью, время было определено более точно – конец V или рубеж VI – и до конца IV в. до н.э.

Лабиринты Европы и Мостищенский лабиринт

Каменные лабиринты и другие сооружения из камней хорошо известны в Северной Европе, в Англии, в Средиземноморье, Швеции, Дании, на севере нашей страны в Карелии и у Белого моря, на Северном Кавказе. Они представляют собой сложные сооружения из камня разной планировки и конструкции в виде концентрических кругов, эллипсов.

Есть мнение о строителях этих сооружений – племенах, обитавших на Пиринеях. Они по каким-то причинам продвинулись вдоль Атлантического побережья к берегам Северного моря. Их следы отмечены на территории нынешней Германии – на Рейне и Эльбе. А на Британских островах было создано около 900 каменных сооружений.

Среди специалистов, изучавших и изучающих лабиринты, со временем сложилось представление о религиозном назначении этих объектов. Как сейчас выяснено, лабиринты являлись и древними обсерваториями, с которых велись наблюдения за небесными светилами, расчеты солнечных и лунных затмений. Время их создания – неолит – энеолит. Строительство огромных каменных конструкций продолжалось почти 3000 лет, с V по II тысячелетие до н.э. Но загадок каменных исполинов куда больше, чем разгадок: кто их строил, как, зачем?

На Мостищенском городище лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер. Если отсчет вести с внешних границ кладки, то размеры ее будут такими: 26 х 38м. Эллипс вытянут по линии северо-восток – юго-запад. Позднее он был в значительной степени разрушен, когда племена скифского времени стали ипользовать место расположения лабиринта и его камни для своих строительных нужд. Но тем не менее основные формы каменно лабиринта улавливаются.

Были надежды, что при раскопках будут обнаружены погребения жрецов, обслуживавших лабиринт. А когда на его площади найдено было несколько безинвентарных погребений вытянутых на спине, казалось, ожидание были не напрасны. Увы … В следующем погребении был обнаружен железный короткий меч скифского времени, и стало ясно, что погребения эти относятся к обитателям скифского времени.

А.Т. Синюк обращает внимание на то, что на месте лабиринта найдены фрагменты керамики абашевской и катакомбной культур. При этом абашевская керамика по его мнению, ранняя, как и катакомбная. О ем это свидетельствует? Если предположение исследователя верно, то тогда можно и предположить совместное использование племенами эпохи бронзы каменного лабиринта. По мнению А.Т. Синюка, сооружение просуществовало в течении одного-двух столетий в течении рубежа III – начала II тысячелетий до н.э.

Но это все, что можно сказать о самом лабиринте. Были попытки доказать его астрономическую роль при помощи находок на городище нескольких гранитных камней. В соответствии с чем были осуществлены расчеты на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Но сильная разрушенность памятника, возможность происхождения гранитных камней со скифского времени, случайность их расположения именно там, где они найдены в наше время, сводит пока эти попытки к нулю. К тому же на памятнике есть и другие гранитные камни, в иных местах, в которые в расчете не участвуют.

Уникальность Мостищенского лабиринта привела к осторожному отношению к нему. До сих пор ученые предпочитают молчать об этом открытии, вероятно, сомневаясь в его реальности. Такова судьба всего нового, для утверждения которого нужно время или … второй подобный лабиринт…

Дорогами тысячелетий

В изучении идеологии и общественного устройства древних донских племен неожиданные результаты за последние годы принесли раскопки у хутора Мостище в Острогожском районе.

Если подняться на средний из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама - долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров! Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях.

Нe могли не оценить такое место и наши далекие предки. Ярким доказательством этому служат остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. А не обнаружатся ли здесь признаки обитания людей в более древний период? Именно с такой целью были предприняты раскопки на центральном (Мостище 1) и северо-западном (оастище 2) мысах. И наши ожидания оправдались. На первом из памятников наряду с обычными для скифского времени находками стали попадаться обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры (как мы уже знаем, в определенной степени синхронных). Сразу же привлекли к себе внимание меловые камни, которыми оказался насыщен культурный слой. Дело в том, что на поселениях ни эпохи бронзы, ни скифского времени на Среднем Дону строительный камень до сих пор не встречался.

Раскопки стали осторожнее: каждый камень необходимо было сохранить на месте. И вот наконец верхняя площадка мыса освобождена от почвенных наслоений, а на фоне материка рельефно выступили развалины каменных кладок! Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке.

И все-таки неопровержимый аргумент в пользу древнего возраста конструкции удалось получить. Раскопками на соседнем мысу тоже были обнаружены остатки каменных кладок (правда, не кольцевых, как на Мостище 1, а прямоугольных). Им сопутствовали обломки иванобугорских и катакомбных сосудов, и: ни одного черенка более позднего времени!
Сейчас в нашем распоряжении есть факты, позволяющие связывать остатки каменных конструкций обоих памятников с иванобугорскнм населением (рубеж III-II тысячелетий до н. э. и несколько позднее).

Поскольку раскопки завершены совсем недавно и впереди большая работа по осмыслению их результатов, мы лишь в самых общих чертах представим конструкцию поселения Мастища 1 (рис. 40). Она включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад - восток достигает 40 метров. Ещё раз оговоримся, что до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным. Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки <мегалитического> сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом.

В научном мире широко известны мегалитические сооружения - грандиозные памятники прошлого, рассеянные по европейскому побережью Атлантического океана и Средиземного моря. Мегалиты - это крупные вырубленные камни весом в несколько тонн. Они нередко ставились на торец или окапывались в виде многометровых столбов, а сверху скреплялись наложением таких же блоков. Мегалиты использовались при возведении конструкций самых разнообразных форм, включая и кольцевидные в виде эллипсов. Для этих же целей применялись камни и значительно меньших размеров. Возраст сооружений - от четырех тысяч лет и более, а некоторые возведены задолго до появления пирамид Египта!

Особое внимании ученых привлекают на протяжении многих лет каменные кольца Стоунхэнджа в Южной Англии. Об этом памятнике написано немало книг, но изучение его конструкции и скрытого о ней смысла продолжается и по сей день. Ученым удалось установить, что подобные памятники в большинстве своем использовались в качестве гробниц, но имеют и символическое значение: здесь происходили отправления всевозможных религиозных обрядов, собрания широко разбросанных общин из прилегающих областей. Наконец, Стоунхэндж оказался не только святилищем для ритуальных церемоний, но и огромной астрономической обсерваторией, которая, возможно, позволяла предсказывать солнечные и лунные затмения!

Читатели вправе спросить, а что общего между Стоунхэнджем и весьма скромными по размерам Мостищенскими кладками?

Действительно, внешнее сравнение не в пользу последних. Но если не учитывать размеры и архитектурные приемы, а обратить внимание на смысловое назначение донского сооружения, не увидим ли мы сходные признаки? Ведь Мостищенский лабиринт тоже не является производственной постройкой или жилищем. В лабиринте найдены лишь единичные экземпляры сосудов и костных остатков и никаких следов производства орудий и бытовой утвари, ни остатков жилищ, ни хозяйственных ям. Это на раскопанной площади памятника более чем в 2000 квадратных метров! Памятник, строго говоря, не являлся местом жительства древних людей, то есть поселением. Находки же сосудов, а также костей животных и рыб вполне соответствуют местам ритуальных церемоний. Сооружения в виде каменных лабиринтов известны как на побережье Белого моря нашей страны, так и в ряде северных европейских стран (Финляндия, Швеция, Дании и др.). Некоторые из них, отличаясь от донского меньшими размерами, приемами кладки камней ц отдельными конструктивными деталями, сходны наличием концентрических кругов. Но, как установлено, северные лабиринты отражают те же идеи, какие побуждали к строительству мегалитических колец! Сейчас уже мало кто сомневается и культовом назначении лабиринтов: они безусловно являлись святилищами. Правда, в комплексе Мастнщенских сооружений не обнаружено следов усыпальницы, но она может быть где-то поблизости и для нее предусмотрели обычный для донского энеолита обряд помещения останков в грунте.

Итак, впервые для столь раннего времени (рубеж III и II тысячелетий до н. э.) в средней полосе России открыто святилище в виде каменного лабиринта, отражавшее общеевропейскую идеологию периода строительства мегалитических сооружений. Каково конкретное содержание этой идеологии, каковы ее слагающие звенья - вопрос, который, видимо, будет решен только в будущем.

Донской лабиринт мог быть и центром широкой округи, где проводились важные общественные мероприятия. Следовательно, идеи, заложенные в строительстве подобных сооружений, были распространены значительно шире, чем считалось до сих пор. К тому же правомерен вопрос: все ли святилища делались из камня? Могло быть, что при скудости его запасов (чем отличается и наш край) святилища сооружали из дернины или насыпной земли, и обнаружить их сегодня практически невозможно.

Наконец, мог ли донской лабиринт сочетать функции святилища и устройства для наблюдения за небесными светилами? Мы не исключаем положительного ответа, но нужны еще дополнительные исследования. Наш оптимизм основан на том, что пришла пора решительно отвергнуть бытующие исторические предрассудки и переоценить в пользу древних обществ их творческий потенциал. Это в полной мери относится и к эпохе бронзы.

Источники

  • Березуцкий В.Д., Золотарев П.М. - Археологические древности земли воронежской - М.:Братишка, 2007.
  • Винников А.З., Синюк А.Т. - Дорогами тыячелетий: Археологи о древней истории Воронежского края. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003.

Про то, что в Воронежской области есть каменный лабиринт, построенный на рубеже III и II тысячелетий до нашей эры (!!!), я вычитал на местном форуме ещё зимой и, конечно же, пометил данное обстоятельство в Планы.txt. Понемногу я собрал необходимый минимум инфы, чтобы попытаться его разыскать и ждал только нужного стечения обстоятельств, чтобы тут же рвануть на его поиски.

И вот, 9 мая 2010 года, когда вся общественность, включая легион жж-фотографов, заваливших потом мою ленту унылыми картинками с военных парадов, синячила и толкалась на главных городских улицах, я со своим вечным напарником по всяческим авантюрам Лёхой решили, наоборот, уехать в этот день куда-нибудь подальше, а лучше в абсолютную глушь. После закупки провианта мы выбрались на старой Лёхиной "пятёрке" за город и взяли курс на .


01 . Острогожская трасса до неприличия живописна, пуста и почти не контролируется доблестной ДПС. Каждые 5-10 км мне приходилось бороться с желанием остановиться и что-либо сфотографировать. Но впереди, по моим прогнозам, нас ожидало что-то совсем уж запредельное и поэтому мы летели к намеченной цели без остановок. Пока не увидели лошадь.
( Место на карте мира )

02 . Вот вы поди заленились сходить по ссылке выше и поглядеть, где же именно мы встретили такого зашибенского коника, а между тем его даже видно на гуглмапс (!). Поэтому вот вам ещё евойный плечевой портрет. У модели насморк, не обращайте внимание.

03 . Это, если вы всё же не пошли по ссылке, село Девица. Точнее самая его окраина.
( Место на карте мира )

04 . Ещё один абориген, но пока неизвестный гуглю.

05 . Там за деревьями небольшая речка Потудань.
Её участок от села Солдатское до впадения в Дон называется урочище "Мордва" и считается одним за красивейших мест в Подонье.
( Место на карте мира )

06 . Луга заливные, то и дело объезжаем сырые участки, но, в конце концов, таки встреваем. Проклянаю полчища комаров-людоедов и задний привод в автовазовском исполнении, но кое как выталкиваю "пятёру" из лужи. Уффф....

07 . Хутор Мостище, в окрестностях которого и был обнаружен археологами каменный лабиринт, буквально в полутора километрах. Решаем пробиваться дальше. Отбиваясь от комаров, я почавкал впереди машины, выбирая места по суше. Внезапно вокруг образовалось целое поле колокольчиков.

08 . Так уж вышло, что до этого я видел колокольчики только на картинках, поэтому их присутствие, конечно, немного скрасило мою штурманскую долю.
( Место на карте мира )

09 . И тут новая засада. Мост через Потудань, отмеченный в навигаторе как действующий, на деле оказался в аварийном состоянии.
( Место на карте мира )

10 . Местные мужички, приехавшие порыбачить, сообщили, что по нему давно никто не ездит и существует другая дорога к хутору. Я был категорически против и предлагал вернуться через колокольчики и топи, но Лёха таки решает форсировать мост. Ниже можно посмотреть короткий видеоролик как это было. Лёха едет, я руковожу операцией, мужики тупо в шоке. Миль пардон за тряску (камера просто болталась на шее), дрожащий голос и мат - было действительно ссыкотно, что мы невзначай утопим машину.

11 . Чтобы немного перевести дух и дать остыть дрыгателю, побродили вокруг моста. По легенде, Потудань была границей, севернее которой татары не собирали дань. Отсюда и название означающее, что по ту сторону реки необходимо башлять кровные.

12 . Между прочим, эта речка дала свое имя рассказу Андрея Платонова "Река Потудань", по которому позже сняли фильм "Одинокий голос человека". А ещё отдельные исследователи считают, что именно на берегах Потудани произошла битва русичей с половцами, описанная в "Слове о полку Игореве" и что именно Потудань это древняя река Каяла. Почему бы и не поверить, я считаю, тем более вокруг такая лепота.
( Место на карте мира )

13 . Следы жизнедеятельности бобров.
Как-то по осени я посетил , желающие могут ознакомиться.

14 . И вот, наконец, мы въезжаем в хутор. Он почти весь заброшен и, в основном, состоит за вот таких вот древних заброшенных избушек.
( Место на карте мира )

15 . Удивительным образом сохранились не только таблички с номерами домов...

16 . ...Но и с названиями улиц.

17 . Встречаются дома по новее, если вообще можно применить такой синоним к мостищенским хибарам, но, по больше части, тоже нежилые.

18 . Начинаем кружить по хутору в поисках сабжа. Неправильно трактую имеющуюся у меня информацию о лабиринте и путаю его с заброшенным огородом. Дело в том, что после раскопок археологов, местные додумались растаскивать древние камни на свои хозяйственные нужды. Люди науки почесали репы и не придумали ничего лучше, кроме как снова завалить свою находку толстым слоем грунта.
( Место на карте мира )

19 . Есть версия, что лабиринт "работает" до сих пор и является действующим местом силы и гармонизатором окружающей среды. На огороде растёт гигантский укроп и не ловят мобильные телефоны, поэтому некоторое время я уверен, что мы бродим прямо над лабиринтом.

20 . Позже таки выясняется, что я слишком схематично ткнул пальцем в навигатор и мы бродим по огороду, а гигантский укроп весьма распространён и называется фенхель.

21 . Мы решаем забраться на гору, знакомую вам по двум предыдущим фотографиям, но берём неверное направление и снова выезжаем на сырые берега Потудани.
( Место на карте мира )

22 . Понимаем, что тупанули, начинаем разворачиваться и встреваем уже по полной. Вокруг не то чтобы болото, но лысая резина совершенно не желает хоть как-то сцепляться с сырой землёй. Я начинаю кипишевать, потому что вытолкнуть машину в одно лицо уже не получается, ветки тоже не помогают и вот Лёха начинает обувать "пятёру" в цепи.

23 . Мне же он предлагает подождать и увидеть как играючи он выберется из засады, как только закончит свою инсталляцию. Я, немного успокоившись, начинаю коротать время, фотографируя всякую шляпнину. Вот, например, трутовик.

24 . Неожиданно (в такой-то глуши) мимо коптит мужик на мотоцикле с фотографии номер 9. Спрашивает у меня нужна ли помощь, я честно отвечаю, что не знаю. Мол, водила сказал, что сейчас всё будет в лучшем виде без всякой посторонней помощи. На наше счастье мужик всё равно остаётся поглазеть на бесплатный цирк, а Алексей даёт газку, потом газу, а потом и гари и окружающую действительность заволакивает белым дымом. Когда он рассеивается, мы с мужиком уже видим "пятёру" занявшую круговую оборону в свежевыкопанной траншее. Вылазит Алексей и сообщает, что запамятовал опустить ручной тормоз. Я говорю, что сам он это слово и с удесятерёнными данной стрессовой ситуацией силами и, конечно, с помощью мужика, всё же выталкиваю "пятёру" на подсохшую почву. На картинке ниже Лёха уже отмывает свои чресла и чудо-цепи в реке. Слева. Метрах в пяти.
( Место на карте мира )

25 . Тут уже, пожалуй, пора сделать лирическое отступление и рассказать, что же это, собственно, за лабиринт-то такой. Обнаружили его в конце 1980-х. Подобные каменные сооружения хорошо известны в Англии (кольца Стоундхенджа, например), Швеции, Дании, Средиземноморье, а так же на севере России, в Карелии и у берегов Белого моря. Тем удивительнее наличие подобного мегалитического сооружения в средней полосе России. На сегодняшний день это единственная такого рода археологическая находка в наших широтах. Мостищенский лабиринт имеет форму овала размерами 26 на 38 метров, выстроенного из меловых камней. Относительно того, кто и зачем возводил подобные каменные святилища у науки пока точного ответа нет. А уникальность Мостищенского лабиринта, кажется, вообще повергла учёных мужей в состояние когнитивного диссонанса и они предпочитают по большей степени умалчивать даже о его существовании. Ниже картинка того, что удалось раскопать археологам. Обращаю внимание, что в некоторых источниках хутор именуют Ма стище, а лабиринт, соответственно, Ма стищенским.

26 . А мы продолжаем наши поиски.
Хутор, как видно ниже, раскинулся между меловыми мысами (горами). Мы забираемся на один из них.
( Место на карте мира )

27 . По правую руку от этого места, насколько я понял (увы, уже дома) и расположен Мостищенский лабиринт. Видите столб ЛЭП? Вот где-то там.

28 . В сырую погоду забраться наверх на автомобиле практически нереально. Посмотрите на угол спуска/подъёма и какие ямища размывает стремящаяся вниз вода. К слову, это и есть та, другая дорога на хутор Мостище, про которую нам говорили рыбаки. Если продолжать ехать по ней, она полями приведёт к большому селу Коротояк.

29 . На соседнем холме тоже были обнаружены каменные сооружения, но уже не в форме эллипса, а прямоугольные. Повторюсь, что скомпилил в мозгах прочитанное и увиденное я уже дома, а в тот момент, забравшись наверх и вдруг увидев живописный заезд на соседний холм, я сделал вывод, что самое интересное будет именно там и мы решаем вернуться по размытой дороге вниз и попытаться вскарабкаться туда по заросшей грунтовке. Кстати, это место называют гора Городище, потому что на ней было обнаружено ещё и древнее, извините за тавтологию, городище. Естественно не такое древнее как лабиринт, но тем не менее.
( Место на карте мира )

30 . Мы съезжаем вниз (бедная "пятёра"!), чуть петляем по хутору и заползаем на Городище. По внутреннему распорядку у нас уже давно время обеда. Лёха начинает готовиться к трапезе, а я внезапно нахожу кучу камней. Естественно, начинаю подозревать местных, что они таки дорылись до лабиринта и разбирают его на свои никчемные аборигенские нужды или даже барыжат камушки конторам, промышляющим ландшафтным дизайном.

31 . Внезапно небо темнеет и становится очевидным, что уверенно надвигается дождь, а то и гроза. Помня предупреждение рыбаков о последующей непроезжабельности спусков и подъёмов, быстро собираем разложенные было манатки, в ужасе ретируемся и несёмся без остановок к ближайшему асфальту в районе упомянутого Коротояка. Нервно обедаем уже в машине - дождь всё же начинается. Решаем выдвигаться в сторону родных пенатов, но по пути нам открывается дивной красоты панорама. Останавливаемся. Где-то слева остался хутор Мостище. На фото видно, что там льёт уверенный дождь.

32 . За деревом что-то белеет и я сползаю по мокрой траве по-ближе к обрыву. Это меловой утёс, слегка погрызенный аборигенами.

33 . Взгляд вдоль русла Дона в направлении Мостища.
Лепота - гроза уходит, но начинается закат.
( Место на карте мира )

34 . Скользя, ползём наверх к машине. Дождик ещё моросит и ЛЭП натужно гудит по этому поводу. Мозг тоже. Пора домой.

Мостищенский лабиринт

Мостищенское городище и лабиринт "святилище" расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань.

В 1957 г. Археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством П.Д. Либерова открыла для науки Мостищенское городище. Мостищенский лабиринт находится на территории Мостищенского городища. Подобные каменные сооружения хорошо известны по всему миру, чаще всего именуются кромлехами (древними-обсерваториями-светилищами).

Конструкция лабиринта представляет собой центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих её концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. Лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте без какого-либо связующего раствора и подгонки. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер.

Максимальная высота камней и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад – восток достигает 40 метров. В западном участке внешней меловой кладки есть несколько гранитных валунов. Еще один – к северу от центра лабиринта. Гранит – редкая порода для данной местности.

Ещё раз оговоримся, что до нас сохранились руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным. Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки "мегалитического” сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом.

Поскольку местные жители давно потихоньку растаскивали здешние камни для собственных нужд, археологам пришлось законсервировать находку, закопав её.

Существует версия астрономического назначения мостищенского лабиринта. Она связана с астрономическими данными расположения камней. Камень гранитный № 1 при наблюдении из центра лабиринта имеет азимут 0 т.е указывает направление на север. Другие два гранитных камня достаточно точно указывают направление на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния. Рядом лежащие гранитные валуны указывают направление на точку восхода осеннего и весеннего равноденствия.

Таким образом, справедливо предположение, что Мостищенский лабиринт использовался в качестве обсерватории для наблюдения за небесными светилами. Также мог быть местом проведения ритуальных обрядов.

Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени - Мостищенское городище и Аверинское городище, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены остатки всего шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек находится на самом его краю. Все юрты схожи, площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре.

Понравилась статья? Поделитесь ей