Контакты

Фотоотчет о посещении бывшей усадьбы А.Н. Соймонова


Недавно в Москве завершилась реставрация памятника архитектуры, городской усадьбы, чья история связана с движением декабристов - дома генерала А.Н. Соймонова на Малой Дмитровке. Все работы велись в тесном сотрудничестве с департаментом по культурному наследию Москвы. Памятник был восстановлен по изначальным чертежам в том виде в каком он был во второй половине XIX века. Реставраторам удалось воссоздать внутренние покои: анфиладу, Главный зал, Лазуритовый зал, Музыкальный и Английский кабинеты. Заиграл новыми красками и фасад дома, его расчистили и покрасили. Для отделки внутренних помещений использовали натуральные материалы: мрамор, лазурит и даже золото.

К сожалению, за время, пока усадьба не реставрировалась, были утрачены мраморные мозаики античного стиля, исторический паркет и некоторые другие детали интерьера. Усадьба была построена в 80-е годы XVIII века архитектором Н.А. Львовым. В усадьбе одно время жил декабрист Михаил Митьков, часто приезжал Пушкин и другие известные люди.

В Москве для реставрации зданий часто используется керамогранит. Этот материал обладает очень высокой морозоустойчивостью, что делает его идеальным для отделки фасадов домов, при этом он не теряет со временем своего внешнего вида. Если возник вопрос, если я куплю керамогранит , можно ли его использовать в интерьере. Отметим, что керамогранит подойдет и для внутренних помещений: лестниц, стен, полов. Можно им декорировать и отдельные детали интерьера, что придаст ему более богатый вид.

Что нового в России

Поход на лошадях в Белуху - один из самых интересных маршрутов. Нужно сказать, что гора Белуха, самая высокая точка Алтая, включающая в себя два пика: Восточный и Западный, а также множество горных массивов. Это единственное место на Алтае с таким количеством горных вершин. Она располагается в центре Евразийского материка...

Расписка является документом официальным Существуют специально созданные правила оформления. Пишется она по определённому плану, где нельзя пропускать ни одного пункта. Сейчас для каждого случая разработаны специальные формы заполнения всех документов. Это очень удобно: всё заранее учтено в готовых бланках.

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Рижского вокзала до ст. Устиновка, далее автобусом через Нудоль до ост. Вертково - 16 км, оттуда пешком 5 км.

Проезд автомобилем: От Клина в сторону Волоколамска по стокилометровому кольцу (А-108) до п. Нудоль. Через Нудоль проехать до поворота на д. Вертково, через деревню до коровника, где асфальтовая дорога переходит в грунтовую; по ней еще около 4 км. до д. В.-Соймоново, проехать деревню насквозь. Еще примерно в 1 км в поле - церковь.В сухую погоду дорога вполне проходима даже для машины с низким клиренсом.

Когда-то на месте, теперь обозначенном только на подробной километровой карте Подмосковья как «Урочище Теплое», находилась большая усадьба, родовое гнездо дворян Соймоновых. Усадьба была основана в XVIIIв. Петром Александровичем Соймоновым. Основное ее строительство пришлось на время Н.А.Соймонова, при котором в 1797г. была построена Знаменская церковь.

Знаменская церковь - единственная постройка, сохранившаяся в бывшей усадьбе Теплое. Издалека не сразу заметно плачевное современное состояние великолепного памятника: стройная и ажурная, она возвышается над окружающими ее деревьями.

Для строительства церкви тогдашним владельцем усадьбы Н.А.Соймоновым был приглашен архитектор Н.А.Львов, строивший примерно в то же время в Петербурге на Выборгской стороне дачу для П.А.Соймонова, своего родственника (сыновья Ф.И.Соймонова оказывали молодому Львову покровительство). Документальных свидетельств о том, что проект церкви был создан именно Н.А.Львовым, не сохранилось, но характерные черты до недавнего времени хорошо сохранявшегося памятника свидетельствуют в пользу его авторства.

Церковь в стиле зрелого классицизма, кирпичная, с использованием белого камня, оштукатурена. Одноапсидный двусветный храм, завершающийся невысокой купольной ротондой, с боков расширен двумя равновеликими приделами; еще два придела примыкают к трапезной. Боковые приделы храма и колокольня украшены высокими тосканскими портиками с фронтонами. Верхние цилиндрические ярусы колокольни поставлены на ризалит западного портика; второй ярус особенно красив и выразителен: с колоннами и высокими арочными проемами. Верхний маленький ярус оснащен резонирующими отверстиями.

Итальянские мотивы проглядывают во всем убранстве храма: арочные трехчастные окна, лепные кронштейны. К сожалению, интерьеры храма практически полностью утрачены, только кое-где можно различить остатки старинной росписи в технике «гризайль» и более поздних картин. Внутренняя планировка храма очень красива и изящна.

Храм постепенно приходит в полную негодность: крыши боковых приделов провалились, в центральной части кровли тоже хватает прорех, дверь кое-как заколочена. Сама усадьба Соймоновых погибла в 1941г., деревня снесена, а до ближайшего поселения – Васильевского-Соймонова - около полутора километров. И о восстановлении одного из выдающихся памятников русской архитектуры XVIII века пока что речь не идет.

Территория городской усадьбы на нынешней улице , 18 сформировалась после середины восемнадцатого столетия путем слияния небольших дворов, располагавшихся вдоль самой улицы, а также большого огорода, тянувшегося до современной .

Главный усадебный дом возвели в 1780-х годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Заказчиком выступил Александр Николаевич Соймонов - племянник статс-секретаря Екатерины II Петра Ивановича Соймонова.

Украшением главного дома стал тосканский портик. Два боковых флигеля обрамляли парадный двор усадьбы, обращенный в сторону улицы. Северную сторону владения ограничивал служебный корпус, возведенный из камня (строение 18А по Малой Дмитровке) и сохранившийся до наших дней лишь частично.

С тыльной стороны главного дома была пристроена терраса, которая выходила в сад через пологий пандус. Упоминание об этом архитектурном элементе относятся к началу девятнадцатого века, после чего спуск выполнили в виде лестничного марша.

В 1834 году в усадьбе поселился Александр Николаевич Раевский, для которого было необходимо получить разрешение на проживание из-за того, что он некогда привлекался по делу декабристов, но был оправдан за недоказанностью.

Следующей владелицей городской усадьбы на Малой Дмитровке, 18 стала некто В.Д. Ладыженская. При новой хозяйке тосканский портик демонтировали, а на его месте в 1859 году появился уже дорический. В то же время была изменена и конфигурация главного фасада, рисунок которого можно лицезреть и сегодня.

Переходы между боковыми флигелями и главным домом был устроены в разное время: северный переход – в 1884 году по проекту архитектора Николая Николаевича Черницкого; южный переход – после 1901 года. Внутреннее убранство, в основном парадные залы, были переоформлены архитектором в псевдоклассических формах в 1877 году.

История дома после революции

После прихода к власти большевиков в 1917 году в городской усадьбе разместилась партийная ячейка, позже переросшая в Свердловский райком КПСС. Именно в этих стенах в 1962 году принималось решение об исключении из партийных рядов Вячеслава Михайловича Молотова.

Еще в советское время, в 1976 году, городскую усадьбу включили в список памятников архитектуры государственного значения.

После 1997 года здание на Малой Дмитровке, дом 18 занимали сначала государственные учреждения, а после 2001 года оно было передано крупной коммерческой структуре – АФК «Система».

Усадьба Тёплое (Россия, Московская область, Клинский район, урочище Теплое)

Как добраться? На автомобиле с трассы [М9]Москва-Рига поворот на пос. Новопетровский, далее на север по кольцу [А 108]до поворота на Нудоль. От Нудоли прямо по шоссе до поворота в Вертково. В Вертково асфальтированное полотно сменяется на покрытие, утрамбованное гравием, впрочем, эта дорога вполне проезжая в любое время года (вот только не знаю, чистят ли её зимой?). Вам ещё предстоит проехать Кадниково, Васильевское-Соймоново и сельское кладбище, впереди только охотничьи угодья…

Я давно стремилась увидеть одно из редчайших архитектурных произведений зодчего Львова в Подмосковье, особенно после поездки по Тверской земле. Мне казалось, что я увижу Знаменскую церковь (1797 г.) в антураже первозданного дикого леса, где давно не ступала нога человека. Мои предположения не совсем оправдались… Однако впечатления от Тёплого одни из самых сильных и запоминающихся из увиденного за последние полгода. Руинированная постройка с чертами палладианства необычайно живописна и романтична. Кажется на всём, что её окружает лежит печать запустения…

Что бы пробиться к храму мне пришлось преодолевать заросли крапивы и бурьяна в человеческий рост. Запечатлеть церковь снаружи целиком — не удалось, через полчаса борьбы с сорняковыми дебрями я сдалась… и решила осмотреть постройку изнутри. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
1. Внутреннее пространство гармонично выстроено, здесь всё, как и снаружи подчинено ордерной системе. Четырёхгранник, лежащий в плане сооружения, рассечён на правильные квадраты и прямоугольники перегородками с трёхчастными арочными проёмами с колоннами по сторонам.
Куда не кинешь взгляд — везде читаются безупречные по геометрии арки термальных окон…
Росписи и вызолоченные капители колонн не сохранились, из декоративных элементов можно видеть только карнизы и тяги тонкого рисунка…

«Ничего не известно о каких-либо изображениях усадебного комплекса. Впрочем. В.Я. Либсон вскользь сообщает о «старой акварели», на которой виден главный дом, но с оговоркой, что судить о его расположении на местности невозможно. Таким образом, документально подтвержденными остаются лишь дата постройки Знаменской церкви – 1797 г., существование барского дома к 1800 г. и имена владельцев усадьбы. Село Теплое многократно меняло хозяев, а в 1769 г. было продано Прасковье Алексеевне Cоймоновой, вдове Александра Ивановича Соймонава. Строительство велось их сыном Николаем Александровичем, а затем внуком – Александром Николаевичем.

2. Львов состоял с Соймоновыми в родственных отношениях. Известно, что, приехав из Тверской губернии в Петербург, он сразу обосновался у своих двоюродных дядей братьев Соймоновых – Михаила и Юрия – детей Федора Ивановича Соймонова, первого русского гидрографа. Существует львовский проект загородного дома, датируемый первой половиной 1780-х гг., заказчиком которого выступал Петр Александрович Соймонов – статс-секретарь Екатерины II. Единый круг общения и возрастной диапазон позволяют высказать предположение, что отцом Петра Александровича был именно А.И. Соймонов, овдовевшая супруга которого решила покинуть северную столицу и обосновалась в Подмосковье» — писал П.Л. Рожин в статье «судьба подмосковных Львова». Загадка усадебного дома в усадьбе Теплое будоражит моё воображение уже много лет. После долгих поисков Мне удалось разыскать этот проект и я его публикую. Полные «Разрез» и «Фасад» не являются произведением Н.А. Львова, а выполнены мною в ФШ для большей наглядности.

Далее исследователь П.Л. Рожин продолжает: «План дома очень схож со Знаменской церковью, однако утверждать, что именно он венчал усадебный ансамбль, пока, безусловно, рано. Нет ответа и на ключевой вопрос о дате постройки господского дома. Известно, что он существовал к 1800 г., однако 15 марта 1807 г. крестьянин Никанор Васильев отчитывался перед А.Н. Соймоновым об изготовлении мебели для интерьера.
3. О чем шла речь: о смене меблировки по вкусу вступившего в наследственные права владельца или о затянувшихся отделочных работах – из источника не ясно».

Архитектурный ансамбль и парк утрачены в первый год Великой Отечественной войны. Разрушенный храм — единственно уцелевшая постройка от некогда богатого имения. Но и она, стоящая в стороне от человеческого жилья обречёна на медленное разрушение и гибель.

Подписи к изображениям в тексте:




Сберечь нельзя, утратить...

Знаменская церковь, выстроенная в 1797 г. в усадьбе Соймоновых Теплое, предположительно по проекту архитектора Н.А. Львова, находится на грани обрушения. А между тем, редкий образец палладианства в Подмосковье числится в реестре памятников федерального значения на основании указа Президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г. (п. 2, включающий постановление Совмина РСФСР № 624 от 4.12. 1974 г.)
За послевоенные годы бездействия, начиная с закрытия в 1937 г., культовая постройка неуклонно ветшала и разрушалась.
Сама усадьба Теплое никогда не была местом оживленным и густонаселенным, в период своего основания она насчитывала 21 двор и 338 душ обоего пола, при Долгоруковых к нач. XX столетия дворов осталось 11, но появилось земское училище и железнодорожная ветка Лесодолгоруковская. Крайне скупые и малочисленные документальные свидетельства не позволяют проследить дальнейшую историю этого места (архив владельцев утрачен вскоре после революции). Известно только то, что село и все компоненты ансамбля с господским домом и прилегающим парком были разрушены во время бомбежек 1941 г.
Храм в опустошенном Теплом, постепенно исчезнувшем с географических карт и превратившемся в «урочище», отпугивающим бездорожьем и затерянностью в глуши, оказался невостребованным ни светской, ни духовной властью, только черные копатели стали завсегдатаями забытой подмосковной, оставив вместо старинного некрополя перед алтарным выступом огромные зияющие воронки.
Теплое пленяет и притягивает, поэтому я бывала здесь неоднократно, в 2006, и 2007 гг. и прежде оно не таило серьезных опасностей. Сегодня переступить порог церкви — рискованно для жизни. Оказавшись внутри, вы слышите постоянный шелест, как будто идет дождь, но это дождь из осыпающихся частиц связующего раствора и выветренного кирпича. То и дело раздаются неясные постукивания — вроде бы кто то в шутку кидает о стены мелкие камни…
Надежды на возрождение нет, это начало конца — несущие конструкции деградировали (общее состояние сооружения удручающее: большая часть сводов рухнула, перекосило северный портик и т.д.). Глядя на истерзанный храм, меня охватывало ощущение неизбежности чего то катастрофического, фатального, рокового.
Несказанно жаль будет вновь увидеть знакомый силуэт без низкой купольной ротонды — несомненного украшения этого уникального памятника… Жаль, жаль до боли, но ведь мы ничего не сделали для его спасения…

Наталья Бондарева, архитектор

Юдин В.С. Теплое

Юдин В.С. Край наш Клинский, Клин, 1999, с. 181-183

В XVIII веке хозяевами усадьбы Теплое были Иван Матвеевич Шетлов и Иван Михайлович Ханеев (1715—1734 гг.). После смерти Ханеева владение имением перешло его жене — Марфе Петровне, затем — Василисе Ивановне Зиновьевой. В 1758 году его унаследовала вновь Ханеева, а от нее было передано жене Александра Ивановича Соймонова — Прасковье Александровне (1769—1778 гг.).
Соймоновы владели селом Теплое до середины ХIХ века. Они принадлежали к московской дворянской фамилии, генеалогия которой прослеживается, примерно, с XV века. Многие служили российскому престолу стольниками и воеводами и жалованы от государей поместьями, а некоторые — знатными чинами и орденами.
Одной из ярких фигур Соймоновых является Федор Иванович Соймонов (1692—1780), русский государственный деятель и ученый гидрограф.
Усадьба Теплое находилась возле церкви у пруда и представляла собой единый садово-парковый ансамбль. Здание главного дома было относительно невелико, имело два этажа с колоннадой коринфского ордера со стройными пропорциями ордерных элементов. Все эти черты постройки типичны для дворянских усадеб конца XVIII- начала XIX веков.
Авторство проекта усадьбы приписывается Николаю Александровичу Львову, удивительно разностороннему и одаренному человеку, который был не только архитектором, но поэтом и драматургом, исследователем и издателем так называемой «Львовской летописи» — одного из памятников летописания. Жил он в своем имении Никольское в Тверской губернии.
Н.А.Львов много времени и сил отдавал зодчеству. Он является одним из крупнейших русских архитекторов эпохи классицизма. Это доказывают и созданная им усадьба Теплое, и его постройки в Торжке и Твери.
Одна из интереснейших построек усадьбы — Знаменская церковь. Она была возведена вместо прежней, деревянной, в 1797 году, на средства Соймоновых. Старая была перенесена в 1804 году в село Ламишино — Богородское Звенигородского уезда.
Церковь Знамения — памятник высочайшего художественного уровня. Почти квадратное двухсветное здание, выстроенное в стиле зрелого классицизма, заключает в едином равновысотном объеме собственно храм с полуциркульной апсидой, увенчанный низкой купольной ротондой, приделы и трапезную. Ризалит на западном фасаде служит основанием для цилинд¬рического объема колокольни. Торжественная приподнятость, строгость, величие, нарядность этого сооружения характерна для того времени, и при этом не надо упускать из вида особую итальянскую манеру ее архитектуры.
В усадьбе Теплое бывали родные и знакомые ее владельцев. Одним из частых гостей здесь был племянник Соймоновых полковник лейб-гвардии, участник Отечественной войны 1812 года Михаил Фотиевич Митьков (1791—1849). С 1825 года он был одним из руководителей Московской управы Северного общества. 15-16 декабря 1825 года в его московской квартире, на Малой Дмитровке, проходили совещания московских декабристов, на которых обсуждался план вооруженного восстания в Москве и убийство императора. М.Ф. Митьков был приговорен к 20 годам каторги.
В начале XX века в усадьбе Теплое была собрана уникальная коллекция материалов из жизни и деятельности Соймоновых.
В годы революции усадьба перешла в распоряжение Спас-Нудольского волисполкома. Имущество, сельскохозяйственный инвентарь, скот, принадлежавший ее владельцам, были проданы с торгов местным крестьянам.
В 1937 году церковь Знамения была закрыта, но сохранилась местными жителями в хорошем состоянии. В годы Великой Отечественной войны усадьба была разрушена оккупантами, были разграблены и сожжены дом и другие постройки усадьбы.
В настоящее время церковь Знамения находится на государственном учете как памятник архитектуры XVIII века.

родился в г. Щекино, Тульской области в семье рабочих. После окончания средней школы в 1969 г. поступил в Московский Архитектурный Институт, который закончил в 1976 году с дипломной работой на «отлично». В 1974 году, являясь студентом 5 курса института получил 1-е место во Всесоюзном конкурсе «Памятник студентам, преподавателям и сотрудникам Московского Государственного Университета на Ленинских Горах, павшим в боях за Родину в 1941 – 1945 гг.». Строительство Памятника было закончено к Юбилей Великой Отечественной войны – 9 мая 1975 г. и отмечено Золотой и Серебряной медалью ВДНХ на выставке «Творчество молодежи – стране», а так же многими публикациями в архитектурных журналах. После окончания института работал с 1976 г. в институтах: «Центромашпроект», «Гипронии АН СССР», «Гипропромтрансстрой» в должности архитектора, руководителя группы архитекторов. В 1985 году был принят в Члены Союза архитекторов СССР. В 1987 г. в порядке перевода перешел в институт «Спецпроектреставрация» в мастерскую № 5 на должность руководителя группы архитекторов по реставрации Памятника истории, культуры и архитектуры Мирового значения – «Музей-Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тульской обл.»

В 1988 г. назначен Главным архитектором проектов реставрации. На этой должности руководил комплексным проектированием и проведением авторского надзора по реставрации более 20 объектов (Главный дом, дом Кузьминских, дом Волконских, Белая кухня и т.д.) на Памятнике Мирового значения «Музей-Усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Тульской обл.». В дальнейшем руководил проектированием и реставрационными работами в Брянской области («Церковь Св. Николая в г. Стародубе», «Дом Причта в Введенской пустыне»), Калужской области («Братские корпуса» в монастыре «Оптина пустынь», «Дом Перлова» в Шемардинском монастыне, «Усадьба Ершово» – Главный дом), Звенигородский район Московской области, а так же в Москве – «Дом Губина» - г. Москва, ул. Петровка, «Усадьба Замятиных» – г. Москва, ул. Пятницкая и т.д.

В 1995 году за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры конца XIX века «Коммерческий Банк Полякова – Банк Москвы» (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, 15/8 стр. 1) был награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 1997 году за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры ХХ века «Жилой дом на Ленинградском проспекте» – арх. Буров, худ. Фаворский (г. Москва, Ленинградский проспект, д.27) награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 1998 году руководил проектными, консервационными и реставрационными работами на Памятнике архитектуры, истории и культуры Федерального значения «Городская усадьба XVIII-XIX в.в.» (г. Москва, ул. Малая Дмитровка, д.18 стр.1)

Приказом Министерства Культуры Российской Федерации № 850 от 17.12.1999 года в целях совершенствования работ по сохранению и реставрации памятников истории и культуры назначен Федеральным архитектором-реставратором (координатором) по Саратовской области, где в 1999-2000 гг. проводил координационные работы на Памятнике истории культуры и архитектуры Федерального значения «Художественном музее им. Радищева».

В 2001-2002 г. руководил проектными работами на Памятнике архитектуры начала ХХ века «Особняк 1907 года» арх. Гончаров (г. Москва, ул. Большая Полянка, д.45)

В 2002 г. за проектирование и руководство реставрационными работами на Памятнике истории, культуры и архитектуры 1883 г. «Пассаж Сан-Галли с палатами конца XVIII века» – «Дом художников» (г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.11) награжден Дипломом Правительства Москвы Лауреата конкурса на лучшую реконструкцию, реставрацию и строительство зданий в Историческом центре Москвы.

В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Городская усадьба Соймоновых-Соболевских» г.Москва, ул.Малая Дмитровка, д.18 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве. В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Тоговый дом П.М. и В.М.Третьяковых с помещениями Банка «Лионский кредит» г.Москва, ул.Кузнецкий мост, д.13 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве.

За многолетнюю творческую работу награжден Дипломом Союза архитекторов России и благодарностями Московского комитета по охране памятников архитектуры-«Москомнаследия».

В 2011 году за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Городская усадьба Соймоновых-Соболевских» г.Москва, ул.Малая Дмитровка, д.18 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве. В тот же год за проектирование, научные исследования и руководство реставрационными работами на Памятнике архитектуры «Тоговый дом П.М. и В.М.Третьяковых с помещениями Банка «Лионский кредит» г.Москва, ул.Кузнецкий мост, д.13 награжден Дипломом лауреата конкурса за лучшую реставрацию в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь ей