Контакты

Археологический парк пафоса как добраться на автобусе. Археологический парк Пафоса: описание

В 1962 году фермер, вспахивая на тракторе каменистую землю, случайно наткнулся на мозаичное панно. Это произошло в трёхстах метрах к северу от старой гавани Пафоса на невысоком плато, расположенным над портом. Начавшиеся здесь раскопки обнаружили остатки пяти римских вилл III - II века н.э. Сами виллы не сохранились, но зато уцелели уникальные напольные мозаики. В 1980 году археологические памятники Като Пафоса были включены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия, что и послужило поводом создания городского Археологического парка , который станет целью нашей сегодняшней экскурсии.

Прежде чем мы с вами отправимся на экскурсию прослушайте "важную информацию".

Парк расположен на открытом месте и занимает большую площадь, поэтому ходить по нему придётся довольно долго. Очень рекомендуем спланировать его посещение либо с самого утра, либо совсем уж во второй половине дня. Солнце жарит летом нещадно, поэтому мало того, что будет днём очень тяжело ходить, так ещё и сгореть можно. Возьмите с собой крем "от загара", воду, а также хорошее настроение и... фотоаппарат.

Живущие в районе Пафоса знают как сюда добраться, а для остальных приведём GPS координаты парковки, которая западной своей частью просто упирается во вход в парк.

34.756400 32.410000 − парковка рядом с гаванью в Пафосе

Ну что ж, пора начинать! От места парковки или автобусной остановки подойдём к входу в парк.

В рассказах о Кипре мы часто пользуемся услугами "аудиогида". Сегодня не будет исключением. Давайте послушаем вводную часть, рассказывающую историю о "происхождении" Пафоса. Как ни странно, город Пафос на Кипре находился в разное время в разных местах − бывает такое. Слушайте пока рассказ, а мы дадим небольшую ремарку по этому поводу.

Введение (послушать или скачать): MP3

Палио Пафос (старый Пафос - Palio Paphos - Παλιά Πάφος) − совсем древний Пафос, который располагался в семнадцати километрах от теперешнего. Сейчас на этом месте находится деревня Куклия.
Нео Пафос (новый Пафос - Neo Paphos - Νέα Πάφος) − древний Пафос, расположенный на месте, куда мы сегодня приехали.
Като Пафос (нижний Пафос - Kato Paphos - Κάτω Πάφος) − прибрежная часть современного Пафоса, "оккупированная" в основном туристами.
Пано Пафос (верхний Пафос - Pano Paphos - Πάνω Πάφος) − деловой центр города, а также место проживания собственно пафовчан.
Деление на "като" и "пано" в общем-то условное.

Давайте предварительно познакомимся с тем, что нам предстоит сегодня посмотреть и попутно сориентируемся на местности. Как и в Курионе названия виллам были даны по именам героев греческой мифологии, изображённых на мозаиках, а не по именам их хозяев. Сегодня четыре виллы − Диониса , Тесея , Орфея и Эона открыты для посещения. Кроме них интересны также древний амфитеатр (Одеон), Агора (форум) и руины замка "Сорока колонн" (Saranda Kolones Castle).

Глянем на их расположение на карте.

Мы видим, что ближе всего к входу расположены сразу три виллы − прямо по направлению от входа. Но почему-то "организованные" экскурсии начинают обычно с виллы Диониса, что находится чуть правее. Её легко отличить − она укрыта большим навесом. Вы лучше сами решите на месте куда идти сначала. Если приехали рано, то можно для начала открытые местности пообследовать, а потом перебраться "под крышу". Но мы уж начнём с Диониса.

Жилище Диониса (Вилла Диониса)

Можете включить как фон подробный рассказ о жилище Диониса , а мы дадим только краткую информацию.

Жилище Диониса (послушать или скачать): MP3

Начнём рассказ с самой древней мозаики, случайно обнаруженной здесь уже при возведении навеса над основными экспонатами. Она самая древняя и датируется IV веком до н.э., то есть ещё доримскими временами Кипра. Мозаика изображает Сциллу − женщину, собаку и рыбу в одном лице. Так её описал когда-то Гомер в своей "Одиссее". Пока аудиогид доказывает нам, что Сцилла (Скилла − по версии гида) не всегда была чудовищем, а сначала была вполне себе нормальной девушкой, мы рассмотрим мозаику.

А теперь начнём осмотр более "современных" мозаик, относящихся к началу нашей эры. Многим известна история красавца Нарцисса, который никому не отвечал взаимностью. Даже нимфа Эхо не смогла обратить на себя его внимания. В итоге совсем, бедняжка, зачахла, оставив от себя только свой голос − эхо. Ну а Нарциссу воздалось за это от богов. Увидев как-то своё отражение в воде Нарцисс так и не смог оторвать взгляд от себя любимого, за этим занятием и умер. Боги в результате всё-таки сжалились над ним и посмертно превратили парня в красивый цветок, растущий у воды − в нарцисс.

Рядом с Нарциссом расположена ещё одна мозаика. В момент, когда мы были там, пришла англоязычная экскурсия. А экскурсоводом у них был большой такой негр... ну или может афрокиприот. И вот он, склонившись над мозаикой, задал вопрос присутствующим − мол что на ней изображено? И все начали играть в отгадайку.

Я тоже пытался отгадать, пока кто-то не произнёс four seasons, на что гид сказал − правильно! Я ещё тогда подумал, а при чём здесь модный среди россиян лимасольский отель с одноимённым названием? Но врубившись в перевод осознал, что речь идёт про времена года.

Начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке это лето, весна, осень и зима. Ну что ж квест пройден, пойдём дальше. В этом доме смотреть и смотреть. Но мы сейчас покажем ещё одну фотографию и будем перебираться далее. А на более полный фотоальбом дадим ссылку в конце рассказа.

Насмотревшись на мозаики в доме Диониса, будем двигаться чуть обратно, но не к входу, а немного правее него. Нас там ждёт большое пространство, на котором представлены сразу несколько вилл: Эона , Тесея и Орфея .

Первым по ходу будет вилла Эона.

Она, как и Диониса, располагается в укрытом помещении. Эта вилла находилась как раз напротив дома тогдашнего римского проконсула. Наверно достаточно знатным был и его сосед, на территорию которого мы сейчас пришли. Здесь раскопки ещё продолжаются, но и по имеющимся в наличии мозаикам можно судить об этом. Предоставим слово для пояснения нашему аудиогиду. Правда гид считает, что мы будем двигаться сначала к Орфею, потом Тесею и наконец к Эону... а мы поступим ровно наоборот.

Для нашего рассказа я просто поясню, что именно здесь находятся мозаики филигранной работы − они выполнены из очень мелких кусочков, содержащих большую гамму цветовых оттенков, благодаря чему мастерам удалось добиться объёма в изображении лиц. Постарайтесь рассмотреть это, когда будете там. На фото трудно передать такие нюансы, но мы попробуем.

Мозаики датируются началом IV века н.э. − периодом распространения христианства на Кипре. Посмотрим сейчас на ещё одну из мозаик и пойдём дальше.

Дальше, по мере продвижения, нам встретится жилище Тесея. Оно находится уже на открытом пространстве. Предполагается, что именно здесь жил римский проконсул. Самое время вспомнить, что проконсула Сергия апостол Павел в 45-ом году сумел обратить в христианскую веру. Но эта вилла датируется более поздним периодом. Добравшись до её "окраины" можно запечатлеть один из самых "открыточных" видов Кипра, который мы поместили на нашей главной странице. Покажем почти тот же вид, но с другого ракурса. Самолёт в кадре напоминает, что рядом с Пафосом есть аэропорт.

Да, чуть не забыли про нашего аудиогида!

А теперь подойдём к одной из главных мозаик виллы, на которой Тесей готовится вступить в битву с Минотавром. Вкратце напомним эту легенду, описанную в википедии.

Минотавр (Μῑνώταυρος, бык Миноса) - по греческому преданию, чудовище с телом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любви Пасифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. По преданию она прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё Дедалом. (тьфу! - прим. моё ) Минос скрывал его в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему бросались на пожирание присылаемые из Афин каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей (либо каждый год 7 детей).
Тесей, явившись на Крит в числе 14 жертв, убил Минотавра и при помощи Ариадны (единоутробной сестры Минотавра - дочери Миноса и Пасифаи), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта.

Совершив подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос (Дия), где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Артемиды, наученной Дионисом, ибо вступила в брак с Тесеем в священной роще, по другому - покинута Тесеем и найдена Дионисом, который на ней женился.

Но кипрским гидам по душе больше другая легенда, основанная на рассказе Пеона Амафунтского, по которой Тесей покинул Ариадну на Кипре, где она умерла во время родов, и её могила была в роще Ариадны-Афродиты, которая находится как раз в Амафунте. Грустная история в общем. Кстати, почему я подчеркнул слово, догадываетесь? Амафунта или Аматус − это название одного из древних городов-государств на Кипре, по руинам которого можно побродить, добравшись до восточной окраины Лимасола. А Пеон был оттуда, значит ему виднее!

Ну вот теперь, наконец, смотрим на мозаику, посвящённую этому знаменательному событию: приготовлению Тесея к схватке с Минотавром. Круг на мозаике символизирует Лабиринт. Заметим, что эта мозаика является самой древней и датируется третьим веком нашей эры.

Следующая легенда учит нас тому, что надо не забывать про обещания, даже если ты совершил много подвигов.

Уезжая на битву с Минотавром Тесей поднял на своём корабле чёрные паруса. Но он договорился с отцом, царём Эгеем, что в случае победы вернётся обратно на корабле с белыми парусами. И вот убив Минотавра и распрощавшись с Ариадной Тесей отправился в обратный путь, забыв поменять паруса. Царь Эгей, заметив корабль с чёрными парусами, уверился в гибели сына и покончил с собой, бросившись в море. По легенде, именно поэтому море получило название Эгейское.

Чуть поодаль находится ещё одна мозаика, посвящённая рождению знаменитого Ахилла. Пусть о ней пока расскажет аудиогид, а мы вкратце напомним ещё одну легенду, теперь уже об Ахилле.

Рождение Ахилла (послушать или скачать): MP3

Приведём небольшую википедическую справку об Ахилле и о версиях о том, что с ним мать вытворила в детстве.

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных. Первейшие версии рождения Ахилла упоминают печь Гефеста, куда Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным), клала сына, держа его за пятку. Согласно другому древнему преданию, которое не упоминает Гомер, мать Ахилла, Фетида, желая испытать, смертен ее сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикса или, по другой версии, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребляемая поговорка - «Ахиллесова пята» - для обозначения чьей-либо слабой стороны.

Остальные мозаики дома Тесея вы посмотрите сами или в крайнем случае в нашем фотоальбоме , а пока двинемся дальше... но не далеко. Чуть ближе к морю расположилась вилла Орфея.

Здесь тоже можно найти несколько мозаик.

Замок Саранда Колонес (Saranda Colones castle)

Покидаем это место трёх вилл и выйдем снова на дорогу, приведшую нас от входа в парк к жилищу Диониса, которое мы посетили в первую очередь.

Доходим до развилки. Если пойти налево, то как раз к Дионису снова попадём, а если направо, то согласно указателю нас ждут руины замка Сорока колонн (Saranda colones). Сворачиваем и идём. Через двести с небольшим метров откроется территория, на которой находился этот замок, и остатки которого нам предстоит сегодня поисследовать.

Крепость была возведена в VII веке византийцами. Для строительства её стен использовались фрагменты более ранних античных сооружений, в том числе базальтовых колонн − отсюда и произошло её название.

В 1191 году этот замок, как и портовая крепость, капитулировала перед Ричардом Львиное Сердце. В начале XIII века крестоносцы укрепили крепость, но вскоре она была практически полностью разрушена землетрясением 1222 года. Уцелели лишь две изящные ажурные арки и мощные подвальные помещения, по которым можно судить об оригинальной планировке замка.

Замок имел в основании форму квадрата с длиной стороны 10 с небольшим метров с квадратными же башнями в каждом углу. Главный вход проходил через пятую башню на восточной стороне, имевшую форму подковы. По периметру замок был окружён стенами трёхметровой толщины с восемью башнями, а вокруг пролегал ров, через который был переброшен деревянный мост для прохода в крепость. Давайте глянем на план крепости и на фото, снятое с воздуха, чтобы лучше представлять, где мы будем сейчас ходить.

Ну а теперь можно неспеша побродить по замку и поразглядывать его потаённые уголки.

Остальные фотографии вы увидите в нашем фотоальбоме, а пока двинемся дальше.

Одеон и Агора

Возвращаемся снова на дорогу, где мы встретили указатель, и движемся по направлению, куда указывает надпись Odeon. Метров через двести пятьдесят приблизимся в краю Агоры. Собственно это просто участок земли, на котором ещё ведутся раскопки. Нам пришлось отойти в край площади, чтобы захватить их вместе.

Агорой в те времена называлась рыночная площадь. Да и сейчас в греческом языке слово агора (αγορά) означает место торговли, например "псарагора" (Ψαραγορά) не что иное, как "рыбный магазин". А теперь подойдём к Одеону или, иначе, к древнему амфитеатру.

Одеон был сооружён в эллинистическую эпоху из тёсаных глыб известняка и перестроен во времена правления римского императора Августа. Современный вид он приобрёл в III веке. В античные времена они имел крышу, которая защищала зрителей от солнца и дождя.

Сегодня амфитеатр частично восстановлен. Отреставрирована половина из 25 рядов амфитеатра и открыта сильно разрушенная сцена, около которой найдено много фрагментов украшавших её колонн. В летние месяцы, как и на Курионе , здесь под открытым небом регулярно устраиваются музыкальные и театральные представления. Так что у вас есть шанс посетить Одеон, выступающий в роли современного театра.

Близ Одеона находятся руины асклепиона, возведённого в своё время в честь бога врачевания Асклепия.

Ну вот на этом познавательная часть нашей экскурсии практически закончена. Если остались силы, то можно дойти до стены, окружавшей когда-то город. Подошли и мы.

Вы наверно заметили, что на последних снимках что-то маячило у вас в глазах. Да, это пафосский маяк. Давайте уж подойдём, тем более, что по нему можно немного полазать, чтобы сделать несколько снимков с "верхотуры".

Маяк Пафоса − самое молодое строение на этой территории. Он был построен англичанами "всего лишь" в 1888 году. Маяк помогал ориентироваться кораблям при заходе в порт Пафоса. Это один из пяти маяков Кипра, но самый известный из них. Башня маяка имеет высоту 20 метров, да плюс к тому стоит на возвышении. Поэтому получается, что сам фонарь светит в высоты 36 метров над уровнем моря, что делает его очень заметным с воды. Маяк продолжает выполнять свои функции и в наши дни, вспыхивая в вечернее время с интервалом в 20 секунд.

Наша прогулка по парку закнчивается. Ну а если она затянется до вечера, то вы сможете наблюдать здесь очень красивые закаты! :)

Кипр известен не только замечательными пляжами, отелями и курортами с лечебными термальными источниками. Каждая пядь земли этого острова пропитана многовековой историей и содержит в себе следы всех цивилизаций, оставивших след в этом благодатном краю. Удивительный климат, плодородная земля, близость моря, обилие пресной воды, богатейшие залежи медной руды, разрабатываемые еще с III тысячелетия до нашей эры, – вот только некоторые причины, по которым Кипр всегда был заманчив для многих других стран и народов.

Он принадлежал грекам, римлянам, Византийской империи, Венецианской республике, Османской империи, Великобритании. Его история очень интересна и многогранна. Земля Кипра сохранила и донесла до нас бесценные свидетельства всех древних эпох и следы проживавших на нем народов. Изучение острова и археологические раскопки продолжаются и в настоящее время, открывая миру все новые и новые тайны богатой истории страны. Каждый современный город или небольшое поселение скрывают под собой руины античных или более поздних построек, вот и Като-Пафос до недавнего времени хранил секреты древнейшего Неа-Пафоса.

История археологического парка в Пафосе

1962 год – это время сенсационного открытия остатков римских вилл на острове и начала масштабных археологических раскопок. Фермер из небольшой местной деревни, находящейся всего в 300 метрах от старой гавани Пафоса, распахивая свой земельный надел трактором, случайно обнаружил старинную мозаику. Последовавшие за этим работы, длившиеся 20 лет, с участием археологических экспедиций из разных стран обнаружили четыре участка, имеющих уникальное напольное мозаичное покрытие. Как было выяснено, эти участки оказались тем единственным, что осталось от богатейших вилл II-III веков первого тысячелетия нашей эры. Мозаика замечательно сохранилась во многих местах, не утратив яркости и разнообразия красок.

В следующие годы были открыты не только древние жилые постройки, но и храмы, театр, городские стены, улицы, базилики, каменный мост, а также крепость периода Средних веков. Сенсационные открытия продолжаются и по сей день. С 1980 года Археологический парк Пафоса – это важнейшая частица мирового культурного наследия, находящаяся под защитой ЮНЕСКО.

Название «парк», а не «музей» очень точно отображает суть: все объекты, находясь под открытым небом в своем почти первозданном виде (некоторые имеют навесы), образуют единый комплекс на большой территории, очень удобный для посещения и изучения. Осматривая каждую постройку, проходя по древним улицам или сидя на каменной скамье амфитеатра, современный человек пользуется уникальной возможностью прикоснуться к античности или временам крестоносцев и почувствовать себя древним греком, римлянином или рыцарем.

Для осмотра Археологический парк Пафоса открыт круглогодично, плата за вход составляет всего несколько евро. Наиболее ценные мозаики находятся в тех самых виллах, которые были открыты фермером в 1962 году. Это дом Диониса, Эона, Тесея, Орфея. В южной части парка расположена средневековая крепость Саранта Колонес. На обширной его территории также открыты для осмотра агора (форум), одеон (амфитеатр), храм Асклепия, базилики и другие постройки. Чтобы внимательно все осмотреть и сделать фотографии, потребуется несколько часов.

Мозаики дома Диониса

Замечательно сохранившиеся напольные мозаики, занимающие немалую площадь в целый уличный квартал, находятся в так называемом доме Диониса. Его хозяин – богатый горожанин Неа-Пафоса, имя которого не сохранилось. В его время, во II веке нашей эры, жилище имело 40 комнат и более 500 кв. метров мозаичных полов. Дом был выстроен на фундаменте еще более древнего жилья, также имевшего напольную мозаику. Теперь вся эта красота с множеством обнаруженных предметов античного быта может быть оценена каждым туристом. К сожалению, не сохранились стены и потолки жилых домов, которые также были богато украшены фресками и лепниной по обычаям тех времен. Жилье Диониса и многие другие строения были разрушены при землетрясениях в IV веке, от которых значительно пострадал весь Неа-Пафос.

При раскопках был обнаружен атриум, центр жилья, все остальные жилые и хозяйственные комнаты находятся вокруг него. Каждая из них имеет свой неповторимый рисунок мозаики. Самые первые и древние изображения более простые, они выполнены несложным геометрическим узором из необработанной гальки. Присутствует всего три цвета: коричневый, черный, белый. Более поздняя мозаика – настоящее произведение искусства. Это более новые технологии создания мозаичного покрытия, специально произведенная подложка из камней и извести, на на ней выложены рисунки из мелкой гальки, кусочков разноцветного стекла и мрамора, который на Кипр специально завозился и был очень дорогим. Сочетанием стекла и камней различных оттенков достигалось получение большой цветовой гаммы.

При входе в дом Диониса находится самая древняя мозаика Кипра. Это изображение Скиллы (Сциллы), чудовища, сочетавшего в себе девушку, собаку и рыбу. Рядом – такой же древний симметричный рисунок двух дельфинов. Оба изображения созданы в первом тысячелетии до нашей эры и почти полностью сохранились. Строгий геометрический рисунок, четкие линии, сочетание белого, черного и коричневого – вот отличительные черты самого древнего мозаичного пола.

Если пройти внутрь жилища Диониса, туристов встретят напольные изображения первого тысячелетия уже новой эры. Они выполнены более совершенно, в разных цветовых оттенках, фигуры имеют плавные очертания и точно выражают все движения человеческого тела. Здесь можно увидеть Нарцисса, который не в состоянии оторвать взгляд от своего прекрасного отражения на водной глади, или мастерски выполненное образное изображение Времени и четырех сезонов года.

Все остальные мозаики дома Диониса – это рисунки, традиционные для периода римского владычества над островом. Множество сцен охоты, где сразу угадывается малейшее движение человека или животных, натянутая тетива лука и полет стрелы. Есть и изображения животных, нехарактерных для Кипра, что говорит о разносторонних связях острова с другими государствами. Очень интересны рисунки, повествующие об истории виноделия, о роли в этом бога Диониса, о распространении винопития среди людей: изображены пастухи, ставшие «первыми выпившими вино». Умело и искусно переданы гроздья винограда на вьющихся лозах, различные птицы, клюющие ягоды, точно запечатлен весь процесс сбора урожая. Каждая мозаика имеет пояснительную надпись о том, какие персонажи и сцены изображены.

Замечательны мозаичные цветные рисунки, повествующие о различных мифических происшествиях и историях любви. Посредством множества цветовых оттенков и умелой передачи разнообразных движений человеческого тела древний художник сумел выразить как влюбленность и радость, так и драматизм происходящего, ужас, страх, отчаяние персонажей.

Дом Тесея, победителя Минотавра

Другая жилая постройка, дом Тесея, находится под открытым небом и представляет собой руины некогда огромного здания. Здесь в III веке нашей эры проживал проконсул Рима. В IV веке дом был разрушен при землетрясении, затем вновь восстановлен. В VII веке дом Тесея разрушили арабы.

Напольные мозаики здания были сделаны еще до землетрясения по римским технологиям и реконструированы уже во времена Византийской империи. Технические различия сможет четко проследить даже неопытный человек. Эти мозаичные изображения – настоящие высокохудожественные картины, сочетание богатства цветовой палитры и таланта мастера, сумевшего передать малейшие эмоциональные оттенки и движения персонажей. Здесь отлично сохранилась сцена битвы Минотавра и Тесея в лабиринте, схематично выполненном в форме круга, видна фигура Ариадны, поверженное чудовище и образное изображение Крита. Другие мозаичные картины – это сцены, последовательно изображающие рождение, омовение и жизнь Ахилла, сына богини и смертного человека.

Дом бога правосудия Эона

Напротив жилища Тесея, на другой стороне древней улицы, находятся руины еще одного очень интересного здания. Его раскопки еще продолжаются, но и то, что уже возможно обозреть, просто великолепно. Это был дом тоже богатого человека, о чем говорит соседство с жильем римского проконсула. Сохранились остатки стен, расписанные уникальными фресками. Большинство комнат выложено напольной мозаикой с несложным геометрическим рисунком, но центральное помещение, предназначавшееся для приема и угощения гостей, является шедевром.

Его напольное покрытие было выполнено в IV веке нашей эры искуснейшими мастерами. Использована очень мелкая мозаика, размером от 2 до 5 мм, имеющая множество цветовых оттенков. Незаметные глазу переходы от одного цвета к другому создают впечатление объемности изображения. Все фигуры людей, животных и птиц, растения и плоды выглядят максимально приближенными к реальности и предстают пред современным человеком как живые.

Центральная мозаика изображает бога правосудия Эона, отсюда и название всего здания. Другие мозаичные картины – это мифологические сюжеты, рассказывающие о соревновании морских нимф и Кассиопеи и об одержанной ею победе, об Аполлоне и Марсии, о Зевсе в лебедином образе и Леде. Несомненно, что при раскопках дома Эона будут еще обнаружены многие мозаики и фрески, предметы культуры и быта, которые расскажут о жизни людей в начале первого тысячелетия новой эры.

Дом Орфея

Руины этого здания были известны еще до Второй мировой войны, но научные раскопки и исследования начались только с 1982 года. За многие годы большое количество ценных артефактов пропало, часть развалин была разобрана на возведение современных построек. То, что удалось сохранить, – это лишь небольшое количество комнат: спален, терм и гостиных. В спальнях полы были земляными, напольные покрытия выполнены мозаикой только в трех других помещениях.

Здание датируется II веком нашей эры, поэтому мозаичные картины там созданы по другой технологии – иначе, чем в жилище Эона. Кусочки мозаики более крупные, меньше цветовая палитра, широко представлены повторяющиеся геометрические рисунки. Благодаря надписи на древнегреческом языке, выложенной художником, стало известно, что первым хозяином этого жилища был римский подданный Тит Гай Реститут.

Но здание зовется не его именем. Дом Орфея назван так благодаря хорошо сохранившемуся самому большому мозаичному изображению этого персонажа, играющего на лире в окружении деревьев и лесных зверей. На двух других мозаиках изображены воинственные амазонки, кони, растения, сцена борьбы Геракла и льва.

Остатки Средневековья, или Замок Саранта Колонес

История этого замка очень занимательна, он погибал и возрождался три раза. Построенный в начале VII века, этот оборонительный бастион через 40 лет был разрушен арабами. Затем его отстроили заново, но через 30 лет крепость была разобрана в результате уже мирных переговоров и соглашений. Через сотни лет, в 1191 году, король Ричард Львиное Сердце вместе со своими крестоносцами полностью восстановил замок Саранта Колонес, или замок Сорока колонн (по числу колонн из гранита, оставшихся после разрушения первых сооружений крепости).

Это был отличный оборонительный комплекс, состоящий из двух рядов крепостных стен. Первая стена, трехметровая по ширине, имела полукруглые ворота, выходящие на восток, и подъемный мост, перекидывающийся через глубокий ров. За ней шла еще одна крепостная стена, окружавшая сам замок. Здесь были жилые помещения, хозяйственные постройки, солдатские казармы, конюшни, бани, кухни и пекарни. На самом верхнем этаже имелась христианская часовня.

Но землетрясение 1222 года почти полностью сровняло с землей эту замечательную крепость, которая уже больше не восстанавливалась. Сегодня посетители Археологического парка Пафоса смогут осмотреть лишь остатки внешней и внутренней крепостной стены, некоторых построек и ворота замка.

Агора, Одеон и другие исторические сооружения Археологического парка

До наших дней дошла древняя Агора, или Форум, города Неа-Пафос. Это большая городская площадь, имеющая прямоугольную форму и выложенная ровными каменными плитами. Построенная во II веке новой эры, она до землетрясения IV века служила для горожан местом встреч и общения, ведения торговли. По краям Агоры располагались основные правительственные здания.

Одеон, или римский амфитеатр, также был полуразрушен землетрясением в IV веке. Из 25 рядов в настоящее время одиннадцать отремонтированы и используются по прямому назначению. Здесь могут разместиться 1200 человек, чтобы посмотреть современные постановки древнегреческих трагедий, опер или балетных спектаклей.

Рядом с Одеоном возвышается маяк Пафоса, построенный в 1888 году англичанами. Он хоть и не является очень древним, но с него открывается великолепный панорамный вид на весь Археологический парк и современный Пафос. Но чтобы дойти до маяка, располагающегося на узком кусочке суши, окруженном морем, нужно пройти весь парк и ознакомиться со всеми его сооружениями.

Другое античное здание Археологического парка – это храм Асклепия, бога врачевания. Он был построен еще во II веке до н. э. и представлял собой комплекс из нескольких зданий. Самое главное из них состоит из нескольких этажей, или террас. Здесь не только поклонялись Асклепию, но и врачевали нуждающихся в помощи людей, обучали этому искусству начинающих лекарей. Асклепион – это прообраз наших современных больниц. В его составе также находится храм, посвященный Аполлону.

В направлении моря находится крутой каменный склон, весь в больших и малых пещерах. Это древние каменоломни, где брали строительный материал для возведения древнего города. В толще скалы выдолблены базилики периода раннего христианства, в которых последователи новой религии проводили церковные службы. Недалеко от них, также под землей, вырублены в камне катакомбы, носящие имя Святого Ламбрианоса, использовавшиеся первыми христианами для защиты от преследования.

Археологический парк Пафоса – это огромная площадь, обнесенная ограждением, имеющая два входа и несколько выходов. На территории постоянно ведутся раскопки, работают экспедиции из разных стран. Несомненно, что число экспонатов парка будет увеличиваться и древняя земля Пафоса откроет все свои секреты.

Фотоальбом

Жилище Диониса — чудесная мозаика была случайно обнаружена в ходе строительных работ. Предположили, что настолько богато украшенный дом принадлежал проконсулу, но в ходе археологических раскопок были обнаружены многочисленные другие мозаики – то есть в Пафосе было принято так украшать дома. Эта вилла, площадью 2 тысячи м2 и состоящая из 40 помещений, расположенных вокруг атриума, была построена в конце II века, и разрушена землетрясением в IV веке. Здесь можно увидеть 15 мозаичных полов общей площадью 556 м2. В главном зале большая мозаика изображает праздник сбора урожая и шествие бога Диониса – именно они и дали символическое название зданию. Кроме того, здесь представлены мозаики с другими мифологическими сюжетами: Нарцисс, любующийся на своё отражение, Сцилла, Пирам и Фисба (прообразы Ромео и Джульетты), Аполлон и Дафна, Посейдон и Амимона, похищение Ганимеда и другие.

Жилище Тесея – по роскошному убранству и дворцовой планировке, предположительно – дворец проконсула Кипра. Был построен в конце III века и поврежден в IV землетрясением, затем восстановлен и окончательно разрушен в ходе арабских набегов VII века. Самая большая из известных римских построек на Кипре: площадь около 10 тысяч м2, состоит из 100 комнат, формирующих 4 крыла вокруг внутреннего двора. В двух крыльях находились жилые, служебные и общественные помещения, в третьем – административные и обрядовые, в четвертом – обнаружены руины терм. В этом здании мы видим мозаики III, IV и V веков, самая древняя из них – поражение Тесеем Минотавра (отсюда название жилища). В зале для аудиенций частично сохранилась мозаика V века, изображающая сцены рождения и жизни Ахилла.

Жилище Орфея – построено в то же время, что и жилище Диониса, и по тому же архитектурному плану. Для повторного использования строительного материала были разобраны расписные стены здания. В жилище три мозаичных пола (остальные были земляными), на них так же изображены герои мифов: битва Геракла с немейским львом, амазонка с конём и Орфей с дикими животными.

Жилище Эона – точный план постройки не известен, поскольку раскопки ещё не закончены. Здание располагалось напротив виллы проконсула. Часть фресок отреставрирована и находится в археологическом музее Пафоса. Искусные мозаики этой постройки отличает большой цветовой спектр, сюжеты также взяты из мифологии: явление бога Диониса (напоминает византийское изображение рождения Христа), встреча Зевса с Ледой, сцена состязания в красоте между Кассиопеей и нереидами, где судьёй выступает Эон; Аполлон и Марсия. Все эти мозаики были выполнены в IV веке.

Находки, сделанные во время археологических раскопок выставлены в Археологическом и Этнографическом музеях Пафоса.

Археологический парк Пафоса (Пафос, Кипр): подробное описание, адрес и фото. Возможности для спорта и отдыха, инфраструктура, кафе и рестораны в парке. Отзывы туристов.

  • Горящие туры на Кипр

Предыдущая фотография Следующая фотография

Като-Пафос - прибрежная зона Пафоса , его историческая часть, где собрано больше всего достопримечательностей . Это настоящий музей под открытым небом, в котором соседствуют древние храмы, виллы, развалины крепости и другие архитектурные памятники, многие из которых входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сооружения этого старинного квартала родом из разных эпох и культур, начиная от 2 века до н. э. и до средних веков, среди них есть представители древних империй Рима, Греции, Византии, Османской империи. Древнеримские виллы 3-5 веков до н. э. с мозаичными полами занимают почетное место в богатой коллекции памятников архитектуры древнего Пафоса.

История открытия

Как правило, находки древних сооружений случаются во время строительства или возделывания земли. Обретение сокровищ Като-Пафоса также произошло благодаря удаче простого земледельца. Местный фермер, во время вспашки своего поля недалеко от городской гавани, нашел фрагмент старой мозаики, которая оказалась украшением напольного покрытия древнеримской виллы. Тут же сюда устремились сотни археологов, и вскоре они откопали целый древний город с улицами, домами, храмами, мостами, рынком, театром и другими строениями, обнесенными крепостной стеной. Хотя работы еще продолжаются, объекты исторического комплекса открыты для туристов.

Древний Одеон

Виллы

Наиболее ценной частью этой архитектурной коллекции считаются развалины вилл 3-5 веков н. э. Эти богатые дома были названы в честь богов и героев Древнего Рима (Диониса, Геракла, Эона и Тесея) и сохранили их мозаичные изображения со сценами из античных легенд. Отдельные мозаики собраны из очень мелких элементов, что делает их весьма объемными и реалистичными. Местные гиды наполняют экскурсию древнегреческими и древнеримскими легендами, на время оживляя образы их персонажей.

Самая древняя в этом городе-музее - вилла Диониса, построенная в 4 веке до н. э. еще до прихода на Кипр римлян. На напольных мозаиках много узнаваемых персонажей: чудовище Сцилла, описанное Гомером в «Одиссее», любующийся своим отражением в воде красавец Нарцисс, 4 времени года и другие герои и божества.

Вилла, где предположительно жил римский проконсул Тесей, как будто сошла с открытки - несколько полуразрушенных колонн возвышаются на фоне голубого неба.

Мозаика на полу дома рассказывает о битве древнегреческого героя Тесея с полубыком Минотавром, проходившей в лабиринте, из которого герой смог потом выбраться при помощи своей возлюбленной - Ариадны.

Здания древнего города

Неподалеку расположены руины нескольких капитальных античных сооружений. Некогда величественный замок-крепость Саранда Колонес был построен византийцами в 7 веке на 40 базальтовых колоннах, отчего и был так назван. В 12 веке крепость захватили крестоносцы, но тогда она не пострадала. Погубило ее землетрясение, обрушившееся на город в 13 столетии, после которого которого от здания остались только арки и часть подвальных помещений.

Рядом с рыночной площадью Агорой находится древний амфитеатр Одеон. Построенный в 3 веке н. э., он был крытый, но со временем верхняя часть строения обвалилась. Сейчас храм искусства частично восстановлен, в нем проводятся концерты и спектакли под открытым небом.

Маяк Пафоса гораздо моложе его соседей - он сооружен в 1888 г. англичанами и считается самым известным на Кипре действующим маяком. Его прожектор возвышается над морем на высоте более 30 м, а со смотровой площадки хорошо просматриваются окрестности.

Осмотр Като-Пафоса занимает несколько часов, поэтому лучше всего запланировать его на утро или вечер, чтобы избежать дневного зноя. Головной убор с широкими полями, закрытая обувь и запас воды помогут чувствовать себя комфортно во время столь длительного похода.

При входе на территорию археологического парка выдают карту, на которой отмечены все интересные объекты. В павильоне можно посмотреть документально-исторический фильм о ходе археологических работ, а затем отправиться на фотоохоту на сокровища древнего мира.

Практическая информация

Адрес: Пафос, Paphos Archaeological Park. GPS-координаты: 34.756453,32.4072714. Веб-сайт .

Часы работы: ежедневно с 8:00 до 17:00 (ноябрь-март), с 8:00 до 18:00 (апрель-май, сентябрь-октябрь), 8:00-19:30 (июнь-август). Стоимость билета в музей - 4,5 EUR. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Зачем ехать. Если вы были в Помпеях или поднимались на Акрополь, археологический парк Пафоса может вам показаться простеньким. Но в масштабах Кипра это важнейшая достопримечательность, демонстрирующая тесные, уходящие в глубину веков культурные связи острова с материковой Грецией. Постройки и мозаики античной эпохи неизменно вызывают у туристов большой интерес.

Как добраться. Рядом с парком находится автовокзал Пафоса, но это, к сожалению, не тот автовокзал, куда приходят междугородные рейсы. Тот, Пафос-Каравелла, находится в 3 километрах к северо-востоку. Поэтому приехав из Никосии, Ларнаки или Лимассола, необходимо пересесть на автобус маршрутов 610 или 618. Тем, кто едет из района Корал Бэй, где любят отдыхать русские туристы, проще: автобус пригородного сообщения 615 привезёт их на автостанцию Пафос-Като, от которой до входа в Археологический парк совсем недалеко.

Если кто не знал, на Кипре левостороннее движение. Т.е. если брать машину напрокат, нужно все время быть начеку и стараться не выезжать по привычке на правую полосу, которая на острове встречная. Если все же вы рискнули взять машину напрокат, то для экскурсии в археологический парк Пафоса подойдет парковка, занимающая обширное пространство возле автостанции Като.

Как попасть. Доступ открыт круглогодично, за исключением нескольких религиозных праздников. В высокий сезон, с середины апреля по середину сентября, музей открыт с 8:30 до 19:30, в остальное время сотрудники запирают ворота в 17 часов. Вход платный, билет стоит 4.50 евро. Есть возможность сэкономить, если купить комплексный билет, позволяющий в течение одного, трёх или семи дней посетить все ценные достопримечательности острова без дополнительных расходов. Как мы убедились, недельный билет оптимален. Он стоит 25 евро и если осмотреть всего 6 музеев, то все следующие пойдут уже приятным бонусом.

Что делать. Взять с собой воду, друзей, хорошее настроение и зонтик (зонтик обязательно, днём кипрское солнце жарит нещадно, а спрятаться от него в археологическом парке негде), приготовиться к нескольким часам ходьбы и начинать экскурсию. Археологический парк Пафоса уже с первых шагов настраивают людей на встречу с прекрасным: стены касс украшают мозаики с типичными для античной эпохи сюжетами.


Мозаика, украшающая стену кассового павильона Площадь парка около 80 гектаров, это примерно 100 футбольных стадионов. К счастью, не обязательно перепахивать ногами все огромное пространство, достаточно посетить несколько самых ценных объектов, включая виллы Диониса, Тесея и Эона, где сохранились мозаичные изображения, созданные две тысячи лет назад. Также интерес представляют форум римских времён, небольшой театр и бывший храм Асклепия.

Здание театра прекрасно сохранилось Экскурсия была бы более увлекательной, выбери мы для неё подходящее время. По-моему, летом лучше посещать археологический парк Пафоса или с утра, или ближе к вечеру. Днём жара просто убийственная. Я особенно негодовал по этому поводу, раз уж меня оторвали от наслаждения пляжем, и старался испортить настроение другим, сравнивая увиденное с Помпеями. Мол, вот в Помпеях-то амфитеатр куда вместительнее, в Помпеях территория побольше, в Помпеях мозаики красивее. Друзья потом начали меня просто шпынять, и правильно делали: мозаики в Пафосе очень даже ничего, если говорить, положа руку на сердце. Да и в целом парк мне понравился, вот только страшная жара давила на психику. Не повторяйте нашей ошибки, не ходите на экскурсию в то время, когда, кажется, плавится земля.

Питание. Как я уже говорил, перед походом в парк нужно запастись водой. Едой не обязательно, на жаре есть особо не хочется. Поесть можно возле входа в парк, на набережной, где находится сразу несколько ресторанов, специализирующихся на кипрской кухне.

Понравилась статья? Поделитесь ей